ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Глава VIII

Приложение № 19

 

"Дело по обвинению раскольников Каслинского завода

Митрина, Дунаева, Белинькова и др. в устройстве скита 1864 г.

 

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Неофиту

Архиепископу Пермскому и Верхотурскому

и разных орденов Кавалеру,

Екатеринбургского, миссионера

протоиерея Николая Смирнова,

покорнейший рапорт.

 

Духовная консистория, слушав отношение Г. начальника Пермской губернии от 22-го августа, протекшаго 1863 г. за № 722-м с препровождением докладной записки чиновника Борзенкова, о противозаконных действиях раскольников Каслинского завода Ивана Петрова Дунаева, Михаила Белинькова и других, с препровождением записки чиновника Борзенкова, указом от 29-го октября того же года... предписала мне, вникнув в содержание этой записки, учинить надлежащее дознание по всем изложенным в ней обстоятельствам означенным же в записке лицам, как состоящим в расколе, так и уклонившимся из Православия или Единоверия в раскол, произвесть увещания к воссоединению со св. Церковью и о последствиях дознания и увещаний, с возвращением самой записки, донести Епархиальному Начальству.

Во исполнение сего указа истребовавши от Каслинских священников и протоиерея письменные отзывы по изложенным в записке чиновника Борзенкова обстоятельствам и в бытность свою в Каслинском 22—27 чисел мая сего года. Произведши по возможности надлежащее дознание и должные увещания знач. в записке лицам, как состоящим в расколе и уклонившимся из Православия и Единоверия... к воссоединению со св. Церковью, покорнейшее предст. ...При сем упомянутую записку чиновника Борзенкова и, на основании отзывов Духовенства и личные... и увещания, нижайше доношу на... благоусмотрение и распоряжение Вашего... Преосвященства следующее:

1. Действительно на озере Сунгуль, в 20, в летнее и 12 в зимнее время верстах от Каслинского завода, есть скитники и скитницы, живущие в трех местах:

а)  Михаил Павлович Митрин, родом из Губернской деревни Кузнецкого прихода, имеющего жену и семейство в православии в Н-Кыштымском заводе, лет 37 назад тому уклонившись из Православия в раскол, и принявший пострижение в прежде бывшем Сунгульском ските от простого монаха с именем Макарий, потом, по разорении этого скита, обратился к единоверию и поселившийся недалеко от прежнего скита на берегу озера, ныне же снова... месяца 1862 г. совратившийся в раскол...

б)  Каслинский раскольник Александр Дмитриев Коробейников, с сестрою, девкою, раскольницею же, Парасковою, которой, впрочем, как сказали мне, живут не столько по расколу, сколько потому, что сплавляют воровскую из Полевского завода медь на поделки, и из них сам Коробейников будто бы весною нынешнего года помер, а девка возвратилась на жительство в Касли, на месте же их, как говорят, живут какие-то трое или
четверо беглых мужчин из России, пришедших сюда в прошедшем Великом Посте, из коих одного, должно быть, довелось мне мельком и видеть в монашеском платье у далее упоминаемых в рапорте Огневских женщин, но он лишь только завидел меня, поспешно убежал; и в) три Огневские женщины, те самые, которых, по уклонению в раскол, велено было указом Духовной консистории (от 30.12.1861 г.) ... миссионеру увещевать, но не было найдено в домах их, девки Васса Егорова Первушина и Надежда Осипова Ляпухина и крестьянка Феодосия Яковлева Первушина, с недавно пришедшею к ним на богомолье багарякскою крестьянкою Марфою Михеевою Онуфриевою. Вместе же с ними жили прежде Огневские же уклоняющиеся в раскол женщины, вдова Марья Никитина Шахова и девка Ксения Яковлева Первушина, но первая в декабре прошлого 1862 г. возвратилась в Огневу, а последняя в мясоястие пред Великим Постом того же года выдана сводом из дома раскольника Савина Семенова Малоземова за Каслинского раскольника Максима Дмитриева Ракова, а благословение совершалось в доме раскольника Ивана Петрова Дунаева. Все означенные скитники и скитницы имеют жилища и пропитание, по отзыву духовенства, от своих единомышленников, каслинских жителей, православного Ивана Никандрова Теплякова, и уклоняющихся из православия в раскол, Семена Ефремова Востротина, Михаила Степанова Самойлина и в особенности Максима Александрова Шубина, из коих последний, в ноябре 1863 г., по случаю смерти православного сына своего Ивана, погребенного без отпевания в церкви, привозил к себе в дом на поминки в 9 д. ...всех скитников. Занятие скитников ...одно — увлекать в раскол и поддерживать... Духовенство несколько раз видывало Митрина шатающимся из дома в дом по Каслинскому заводу и неоднократно слыхало, что в кельи к раскольникам в праздничные дни ходит много людей... из православных... рассказывала также священнику Серебренникову одна его прихожанка, что она однажды, заблудившись в лесу, попала ночевать к Огневским женщинам и они всячески старались совратить ее в раскол, когда та решительно отказалась, оставили ее в покое. В Петров день и в августе 1862 и 1863 гг. осматривал Сунгульские скиты г. каслинский становой пристав Кейзенрейх, отобрал у Митрина несколько книг... делал свои распоряжения, но скиты и скитники остались на своих местах. Сверх Сунгульских Духовенством замечены тоже в бродяжничестве и скитничестве: г) крестьянский сын Петр Афанасьев Дымов, д) крестьяне Никита Корякин, е) упомянутый Михайло Самойлин и ж) Трофим Гаврилов Бугаев, з) отставной солдат Ефим Демидов Шляпников, из коих первые двое несколько уже лет тому назад скрылись из домов своих, Дымов неизвестно куда, Корякин же, как слышно, в Урал на гору Юрму с женой и дочерью, где дочь училась и грамоте, а последние, по несколько лет пропадавшие из домов своих, хотя возвратились в домы, но единственно для того, чтобы только распространять и рассеевать раскол, где и как возможно. Самойлин совратил в раскол жену свою Матрону Федорову, новорожденного сына Гордая не крестил по чину Св. Церкви, подозревается священником Лавровым в совращении крестьянина Григория Никифорова Кузнецова, вступившего в свод 30-го января 1863 г. с раскольническою девкою Марьею Сергеевой Столбиковою, о чем по Миссии есть особая переписка, имеет в доме своем сборища молодых людей в праздничные дни и старается изощрить их в превратном толковании истин Веры. Булаев был за бродяжничество и скитничество под судом и присоединившись к православию, ныне вновь обнаружил свое уклонение в раскол отпетием своего младенца вне церкви и похоронением его с раскольниками на их кладбище, о чем в тот же день сам и предъявил священнику, выразив при том, что он не нашел нужным нести младенца в церковь, и если священник находится в необходимости доносить начальству, пусть доносит. Священник, желая проверить предъявление Булаева, отнесся в Волостное правление и просил отобрать от Булаева, как грамотного, письменное объяснение, почему он решился следовать примеру раскольников и известно ли Волостному правлению о самовольном погребении Булаевым его младенца на раскольническом кладбище на другой день по смерти младенца. Но правление на это не только не ответило, но и Булаева едва ли призывало. Равным образом и Шляпников, имея мать Вассу Гаврилову и жену Анну Ларионову, уклонившихся в раскол,
в сношениях своих с другими явно высказывается ревнителем раскола и вредным распространителем онаго. Да и в семействах Дымова и Корякина видна полная склонность к расколу, а потому их удаление из места жительства не должно быть благонамеренное, и нет кажется надежды, чтобы мать Корякина Анна Сергеева и жена Екатерина Сергеева могли исправиться, если Корякин с семейством не возвратятся в место жительства и достойно не вразумятся начальством.

2. Что раскольники Дунаев, Стефан Блиновсков, а не Белиньков, Михаил Белиньков с женою Натальей Сидоровой, Савин Малоземов (известный фанатик), Афанасий Малоземов и Иван Новгородцев точно поддерживают и распространяют раскол и сводят в беззаконное сожительство, более, что они, как люди богатые, по своим занятиям имеют все средства к сближению не с одними раскольниками, но и с православными, а следовательно и к совращению, это Духовенство подтверждает также следующими фактами: у Дунаева, Афанасия и Савина Малоземовых и Михаила Белинькова есть в домах особенные, не жилые с иконостасами на стенах, но такого вида, как бывает в часовнях, без алтарей, богомольные комнаты, в которых в праздники бывает общее моление с громогласным пением, и всю службу, как рассказывают, отправляет крестьянин Андрей Чулков, слывущий здесь за Протопопа. В первый день Пасхи 1862 г., когда Духовенство Успенской церкви было с крестом в доме Белинькова, (две ... торого) венчаны в православной церкви, застало у него многих раскольников с поздрав. в руках рюмками. ... крестьянин единоверец Григорий Кобелев был заседателем в Каслинском Волостном правлении, был послан волостным старшиной Трофимом Зацепиным объявить молящимся раскольникам, чтобы они впредь общего моления не производили. Кобелев подошел к дому, побоялся взойти в оный и объявил о том Дунаеву уже после, на рынке, в лавке его, на что Дунаев сказал Кобелеву: хорошо ты и сделал, что не зашел, а то вышло бы плохо. В том же доме Дунаева, по случаю смерти раскольника Павла Блиновского, пения, бдения во дни поминовений совершаемы были открыто и в присутствии многих православных. Есть, говорят, у Дунаева и священнические ризы.

У Стефана Ларионова Блиновскова устроен в трех верстах от Каслинского завода на берегу озера Малых Каслей обширный дом, в котором, как рассказывают, принимается и сохраняется высшее Австрийское Духовенство и производит там богослужения с посвященными им из каслинских крестьян протопопом Андреем Лобановым или Чулковым и попами сыном Лобанова Иваном и Егором Никитиным Белиньковым.

Лжеепископ Геннадий, по рассказам жены крестьянина Евсавия Белинькова, бывшей при служении Геннадия, был здесь три раза, и во все три раза останавливался в доме Стефана Блиновского. Нет сомнения, что сии протопоп и попы отправляют Богослужения и занимаются требоисправлениями, но доказательств в виду нет. Открыть это можно через неожиданный обыск в их домах и строгий надзор за ними. Но кто и с какого дозволения может приступить к розысканию тех документов, которые даны им от Австрийского Архиерея, или к преследованию их действий.

Назад тому года с три рассказывал такоже по секрету очевидец священнику Лаврову, что в углублении лесов, неизвестный Шарташский старик производил в особенной устроенной там избе служение, в котором участвовали и православные...

Относительно же 3) самочинных погребений православных и единоверцев на раскольническом кладбище и сводов, совершенных раскольниками, Духовенство указало тоже несколько примеров. Так, из... православных и единоверцев были... погребены раскольниками: по приходу священника Лаврова — Артемий Рыбаков, умерший по склонности к расколу без напутствования. Тело его, Рыбакова, несмотря на то, что раскольники из-под [стражи?] станового пристава похитили и [предали?] земле, по распоряжению пристава в тот же [день?] было вырыто и совершен над ним обряд Христианского погребения священником Лавровым. Этим же Рыбаковым ранее смерти его некрещеный в церкви младенец его похоронен был на раскольническом кладбище.

Такой же младенец похоронен был и Трофимом Яковлевым Булаевым, хотя этот младенец и крещен был в церкви. По приходу протоиерея Бирюкова — солдатка Параскева Никитина Мурашкина, при вступлении в брак быв обращена из раскола в Православие, при смерти действительно увлечена была раскольниками в раскол и погребена ими.*

б) Вразумления и увещевания о воссоединении со Св. Церковью и оставлении раскольнических заблуждений были произведены мною Сунгуль ским скитникам и скитницам всем без исключения, на местах их жительства, а из каслинских уклоняющихся и раскольников только вдове Ирине Ивановой Кузнецовой с сыном ея Григорием Никифоровым, Сергею Саввину Столбикову с женою его, Анастасиею Алексеевою и дочерью Марьею, Семену Ефремову Востротину с дочерью его Анастасиею, Илье Сергееву Курочкину, Максиму Александрову Шубину с сыновьями его Михаилом и Дмитрием, Ефиму Демидову Шляпникову с женою его и Михаилу Стефанову Самойлину...

7) Плодов от сих увещаний и вразумлений продолжавшихся почти непрерывно в течение трех дней по сильному развитию раскола в Каслинском заводе и надежде ненаказанности, не последовало никаких, иначе этого и быть не могло. Дух каслинских жителей известен всем. Это вольность и упрямство в своих суждениях и действиях".

 

11 декабря 1864 г. — гриф "Секретно" — Подпись миссионера: Николай Смирнов.

 

ГАСО. Ф. 6. Он. 2. Д. 594.

 

* Архивный документ. Ф. 6. Оп. 2. Д. 594. — "Дело по обвинению раскольников Каслинского завода Митрина, Дунаева, Белинькова и др. в устройстве скита" приведен в сокращении, поэтому пункты № 4, 5 рапорта не включены в текст приложения.