ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Глава VI Приложение 3

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ*(В ГЕРМАНИИ)

 

1. Печные и каминные плиты

Первые попытки получить художественное литье относятся к отливке старых каминных и печных плит. Сначала их украшали отпечатками руки или каких-либо других натуральных "моделей", например детали по краям виньетки из концов канатов. Затем стали применять штемпели, вырезанные на куске дерева, которые отпечатывали по краям сделанной в почве формы плиты, в виде рельефной рамы. Дальнейшая стадия развития отливки рельефных печных плит — применение деревянных моделей, которые имели на себе какой-нибудь художественный профиль и уже не отпечатывались подобно штемпелям, а заформовывались в земле как модели. Формовка по-прежнему производилась в почве с заливкой в открытую форму.

В конце XVII века по краям печных плит стали делать направляющие пазы для более удобного укрепления этих плит. Пазы получались путем прокладывания в форме железных обмазанных глиной брусков, служащих в качестве стержней. Формы были открытые. В настоящее время печные плиты отливаются исключительно в закрытых формах.

 

2. Формовка сложного рельефа

Сложные рельефы обыкновенно имеют поднутрения, так что модель не вытаскивается из земли. Формовка таких рельефов производится с применением кусков. Для этого сначала модель заформовывают в двух опоках А и В. Затем форму переворачивают, опоку А снимают и выбивают (опока А служила ложной опокой). Далее около мест поднутрения делают сырые стержни — кусочки а, b, с и т.д. Затем ставят снова и набивают опоку А, снимают ее, берут специальной вилочкой куски а, b, с и т.д. и укладывают их в опоке А, укрепляя шпильками. Из опоки В модель вынимают свободно. Перед заливкой форму с поверхностями подсушивают, лучше всего на коптящем пламени.

 

3. Статуи и памятники

Формовка статуй, статуэток, бюстов, памятников и прочих фигур в земле производится с применением объемных кусков, аналогично приведенному выше примеру. В качестве примера более сложной формовки этого типа приводим формовки статуи "Победитель", являющейся переходящим призом Высшей технической школы в Бреслау и отлитой в экспериментальной литейной указанной школы под наблюдением Diepschlag.

Статуя, как сказано, имеет высоту около 800 мм (половина человеческого роста) и отливалась без шара и нижней плиты в опоках 1050х500х300 мм. Заливка в вертикальном положении (головой вниз), разъем формы вдоль статуи. После заформовки модели статуи с помощью ложной опоки около нее на разъеме намечаются знаки кусков стержней с таким расчетом, чтобы их можно было отнять от модели в стороны. Очертания отдельных кусков, вставляемых в обе половинки формы, показаны на фигуре 685 и 688. По изготовлении кусков около модели производиться набивка соответствующей опоки, затем после переворачивания и вынимания модели куски укрепляются в опоках.

Статуя пустотелая, и стержень для получения ее внутренности может быть набит непосредственно в земляной форме. Однако для того, чтобы не повредить форму, лучше набить специально для этой цели ложную опоку и в ней формовать стержень. В отпечаток этой туго набитой ложной опоки вкладывают каркас из продырявленных железных труб, а также целую сеть восковых шнуров для вентиляции стержня. В качестве верхней половины стрежневого ящика служит состоящая из трех частей гипсовая форма, которой сверху припрессовывают стержень. Необходимая толщина тела отливки (5—8 мм) получается путем соскабливания слоя земли со стержня.

Заливку производят в сухую форму (стержень тоже сушится). Голова статуи при заливке находится внизу, чтобы дать выход газам из стержня через стержневые знаки, проходящие через ступни ног фигуры. Стержень в основном опирается на жеребейки. Заполнение формы металлом происходит через два канала треугольного сечения, идущего с обеих сторон вдоль формы, от которых к телу фигуры прирезан ряд питателей. Металл сначала падает в нижнюю часть формы через нижние питатели s и t, а затем, по мере наполнения формы, поступает в ее верхние части через верхние питатели.

Модели для статуй, отливаемых не по образцу, делаются из гипса следующим образом. Сначала лепят статую из глины в натуральную величину. Эту глиняную модель покрывают тонким слоем окрашенного гипса и затем с поверхности наносят толстый слой (около 100 мм) обыкновенного белого гипса, прокладывая раздельные прокладки в виде металлических листов, чтобы потом можно было разнять по частям образующуюся гипсовую оболочку. Затем, после составления гипсовой формы из кусков этой оболочки, ее заполняют постепенно (по мере ее составления) гипсом. После затвердения внутри оболочки гипса последнюю ломают, и получается гипсовая модель, по которой производят формовку статуи в земле.

Отъемные куски формы, изготовляемые из жирной облицовочной земли, часто имеют внутри каркасы или рамки, подобные стержневым рамкам, связанные проволокой из соответственно изогнутых кусков железа.

Стержень, служащий для образования внутренней полости статуи, изготавливается непосредственно в форме и часто сушится вместе с формой. Заформованные перед тем опоки вместе с отъемными кусками служат при этом в качестве стержневого ящика, причем необходимая толщина стенок отливки получается путем соскребания с поверхности стержня слоя земли. Для этого на поверхности стержня до соскребания земли втыкают через каждые 30—50 мм шпильки с широкими шляпками, которые и дают ориентировку при соскабливании слоя земли с поверхности стержня.

До начала XIX столетия пустотелые формы и статуи отливались исключительно с помощью восковых моделей. Глиняный стержень обливался сверху в гипсовой форме слоем воска, внешняя поверхность которого соответствовала размерам поверхности статуи. Эту модель заформовывали в земле и затем выплавляли слой воска, на месте которого получалась пустота, заполняемая затем жидким металлом. В 1813 году литейный мастер на Берлинском королевском литейном заводе Стиларский отлил впервые пустотелую статую не по восковой модели, а обычным практикующимся в настоящее время способом со стержнем из формовочной массы, по гипсовой модели, формуемой в двух опоках, и с тех пор этот способ начал широко применяться для отливки статуй и вытеснил прежний способ восковых моделей.

 

4. Медали, плакаты и тому подобные плоские художественные отливки

При отливке тонкого художественного литья громадное значение приобретает качество формовочной земли и обработка поверхности формы, В Германии на королевском прусском литейном заводе, в Глейвитце, около Берлина, известном своим тонким художественным литьем, как-то: медали, плакаты, визитные карточки и т.п., применяется очень тонкая мелкозернистая формовочная земля, добываемая около деревни Зовина. Эта земля насеивается слоем на модели, и затем опоки набивают формовочной массой. После вынимания моделей поверхность формы опрыскивается водой и припудривается очень мелкой песчаной пылью. После того, как эта пыль впитает в себя влагу, в форму снова закладывают модели, припудренные порошком древесного угля, опоки накрывают одна на другую и на обратных их сторонах ножом разрыхляют слой массы около 12 мм толщины и снова уплотняют с некоторой добавкой свежей массы. После этого форму разнимают и модели опять вынимают из нее. Затем поверхность формы коптится, для чего на нее накладывают горящую стружку смолистого дерева. После копчения форму хорошо сушат, так, чтобы при постукивании она "звучала". Остывшие после сушки формы собирают для заливки.

Помимо земли основное значение имеет химический состав и литейные свойства металла, которым заливают художественное литье. Знаменитый своим художественным литьем Каслинский завод на Урале применяет исключительно выплавленный на древесном угле чугун следующего состава: 3,4—3,8% С, 1,6—2,7% Si, 0,2—0,6% Мn, 0,1—0,6% Р и следы серы. Этот чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, какой не обладает чугун того же состава, но полученный на шихте из выплавленных на коксе чугунов. Для предохранения чугунного художественного литья от ржавления поверхность его лучше всего покрывать специальными лаками, предварительно хорошо ее очистив и закоптив для получения черного цвета. После нанесения мягкой щеткой слоя лака отливки должны быть быстро высушены.

 

5. Отливка художественного литья в постоянные формы

Фигурные колонки для перил и т.п. литье часто отливается в чугунных горизонтальных разъемных формах. Чугун применяется горячий и высокофосфористый. Для того чтобы отливки поддались обработке (сверление отверстий для винтов), а также для большей прочности отливок, их вынимают еще красными и помещают в отжигательные неотапливаемые колодцы, где они самоотжигаются. В эти колодцы между отдельными рядами насыпают порошок древесного угля.

При ручном открывании формы в час можно получить из каждой формы до 12 отливок весом по 7—10 кг. Все формы составляют около 150 кг. Перед заливкой на поверхность формы, соприкасающейся с жидким металлом, наносится тонкий слой машинного масла с графитом.

 

 Литература

а) Отдельные труды

1. Бимлер К. Художественное литье королевской литейной в Глейвице. 1914.

2. Шмитц X. Берлинская литейная чугунного художественного литья. Мюнхен. 1917.

3. Лауххаммер. Художественное литье, издание фирмы Лауххаммер. 1918. 1923.

 

* Гейгер К. Литейное дело. Т. 2. С. 136-140