ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

IX. Семья С.А. Бердникова

Александр Федотович Бердников (отец Степана Александровича Бердникова) был крестьянином-бедняком в с. Огнёво Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

В его семье 7 августа 1910 г. родился сын Степан Александрович Бердников…

По семейному преданию, зажиточный крестьянин Гавриил Слободчиков из дер. Слободчиково Екатеринбургского уезда Пермской губернии заезжал во время поездок в Екатеринбург в один из трактиров, что был по тракту Челябинск – Екатеринбург. Он приметил понравившуюся ему как внешностью, так и манерами поведения (явно не деревенскими) девушку-официантку этого трактира Ульяну Михайловну Масленникову.

Однажды Г.Слободчиков предложил Ульяне поехать с ним в с. Слободчиково для работы у него по дому. Она согласилась. У купца был неженатый молодой сын Ефим. Вскоре Ульяна приглянулась Ефиму, а он ей. Поженились.

У Ульяны и Ефима появились дети, в т.ч. сын Никита Ефимович Слободчиков.

В семье Никиты было 5 детей, в т.ч. дочь Доннадия Никитична Слободчикова.

Степан Александрович Бердников из с. Огнёво встретил и полюбил Доннадию Никитичну Слободчикову из соседнего с. Слободчиково. Доннадия ответила Степану взаимностью. В 1929 г. они образовали свою семью.

 

Доннадия Никитична Бердникова.

Вспоминает дочь Доннадии Никитичны – Аза Степановна Франц:

«… Мама учила нас месить тесто, печь хлеб, готовить еду, стирать и гладить белье, полоскать его зимой в проруби. После возвращения отца нянчили родившихся Сашу и Светлану, приходилось кроить и шить одежду, вышивать, вязать носки и даже кружево, ухаживать за растениями в огороде и за домашними животными, уметь их накормить, доить корову…

О нашей маме, Доннадии Никитичне, можно написать не меньшую книгу, чем об отце. Она, как и отец, учила нас всему, что требуется делать в жизни успешному деревенскому человеку, но учила как-то радостно. Делать работу она нас не обязывала и, кстати, никогда не контролировала. Она предлагала нам делать красоту. Не пропалывать, например, грядки в огороде, а делать красивые грядки без сорняков. Не просто вязать варежки или носки, а сделать красивые и мягкие варежечки и носочки и т.д. Мы все с удовольствием принимали её предложения. Нам в голову не приходило уклоняться от выполнения дел. Контролировать нас не было никакой необходимости.

Это уже было не совсем традиционное крестьянское воспитание. Это была выработка у каждого из нас внутренней потребности не просто выполнять домашние обязанности, а работать для того, чтобы жить чисто и красиво. Не случайно наша мама была замечательной учительницей математики и физики. Двоечников у неё не было!

Мамин такт, её способность делать добротно и красиво всё, что было необходимо в жизни, её терпеливость, я думаю, помогали не только нам осваивать уроки жизни, они помогали и отцу придти в себя после ужасов войны, фашистских тюрем и Бухенвальда. По крайней мере, младшие наши брат Александр и сестра Светлана уже не испытывали столь строгих требований со стороны отца, какие испытывали мы с Галиной».

А вот что вспоминает о Доннадии Никитичне воспитательница Огнёвского детского дома (после окончания войны) Александра Степановна Первушина: «Я так благодарна учительнице Доннадии Никитичне Бердниковой, которая буквально спасала нас от голода, проводив мужа на войну, эта молодая женщина с маленькими детьми на руках.

Ей нужно было спасать их. Но она не забывала про других детей. Каждое утро она собирала их и вела в поле на прополку. Работали целый день на солнцепеке, чтобы получить пайку горохового киселя и калач. Это было уже счастьем.

А Доннадия Никитична не могла съесть в поле даже кисель, работала до вечера голодной. Всю еду несла своим маленьким детям и старикам, которые тоже остались на её хрупких плечах».

Дети.

У Степана Александровича и Доннадии Никитичны родились 3 дочери и сын.

Франц Аза Степановна родилась в с. Пионер Челябинской обл. Сегодня она кандидат философских наук, доктор культурологии. Живёт и работает в Екатеринбурге. Вот строки из её «Воспоминаний»:

В школе было очень интересно учиться. Самостоятельно читала с 4-х летнего возраста. Любимой была книга о животных и растениях «Энциклопедия Брэма», а также различные сказки, в т.ч. « Сказки А.С. Пушкина», русские народные сказки, арабские сказки («Алладин и волшебная лампа») и др. Читали ежедневно, как днём, так и ночью. Многие сказки знала наизусть. К примеру:

 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, –

Говорит одна сестрица

Я б на весь крещёный мир

Приготовила бы пир …

 

При переезде семьи в июле 1941 г. из Макушинского района Челябинской обл. в с. Огнёво Челябинской обл. большое количество из имевшихся книг были подарены Макушинской школе. Но «Собрания сочинений» В.И.Ленина отец взял с собой. Он не только верил во Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, но и свято защищал и пропагандировал их идеи.

Учительницей с 1-го по 4-й класс была Надежда Александровна Мазалова – из эвакуированных. Она делала наглядные пособия для 1-го класса из оберточной бумаги. Они получались яркими, красивыми. Запомнить цифры (1,2,3 …) по этим картинкам было легко, интересно и приятно. Все уроки пения и рисования она заменяла арифметикой и русским языком. Огнёвская школа в то время была семилетняя. В средней школе нужно было учиться в с. Багаряк.

Во время учёбы в Багаряке, для приезжих на учёбу из других сел, предоставлялось общежитие в интернате, где в каждой комнате проживало до 25–30 человек. Родители сняли для Азы угол у жительницы с. Багаряк Евдокии Андреевны Измоденовой, работавшей санитаркой хирургического отделения Багарякской больницы. В её обязанности там, наряду с другими, входило препарирование умерших в больнице, т.к. патологоанатомического отделения не было.

Аза многому у неё научилась. Евдокия Андреевна была потрясающей чистюлей, талантливой рукодельницей, хорошим и мудрым человеком. Она умела экономно и чисто жить на небольшую зарплату. Живности не держала, даже кошки у неё не было.

Все дети Степана Александровича хорошо учились.

Аза и ещё две девочки пошли в школу с 7 лет, а остальные одноклассники – с 8 лет. Когда пришло время вступать в комсомол (при достижении 14 лет), трём не достигшим 14-летнего возраста, в приёме в ВЛКСМ отказывали. Только несколько позднее на бюро Багарякского райкома ВЛКСМ, в порядке исключения, в отношении всех трёх было утверждено решение комсомольского собрания школы о приёме их в ряды комсомола.

С 8-го класса училась в Багарякской школе. Подружки вспоминали, обращаясь к Азе Степановне: «Мы все бегали на танцы, а ты одна ходила в это время в читальный зал районной Багарякской библиотеки. Там выписывали научные журналы по биологии, химии, физике… С удовольствием их читала».

Окончила школу в 1955 г. Два года работала. Были открыты сельские вечерние школы молодежи, чтобы дать среднее образование всем ребятам, работавшим в колхозах и совхозах. Преподавала здесь математику, литературу и немецкий язык.

Затем поступила на историко-филологический факультет Челябинского педагогического института. Проучилась в нем 2,5 года и перевелась в Свердловский педагогический институт в связи с тем, что там стал жить её будущий муж Бенцион Франц. К этому времени он вернулся со службы в Армии.

Бенцион до 8-го класса жил в Огнёвском детском доме. После 8-го класса детский дом расформировали, и он уехал в Свердловск (там были знакомые). Чтобы как-то прожить самостоятельно, выбрал техникум, где была неплохая (по сравнению с другими) стипендия. Специальность была связана с подземными разработками. После окончания 3-го курса учебы ушел в Армию. Во время службы в Армии переписывались с ним. «Вообще, он был интересным и привлекательным, многим нравился» – таково было мнение Азы Степановны и её подруг о Бенционе.

 Бенцион Леонович Франц – муж Азы Степановны, родился в 1936 г. в Тирасполе в семье оперного певца Леона Моисеевича Франца и медицинской сестры Антонины Ивановны Якубейт.

В 1937 г. Леон Моисеевич был репрессирован и в 1941 г. погиб в заключении. Мать с 2-мя маленькими детьми оказалась в ссылке в Сибири и вскоре умерла. Дети оказались в разных детских домах. Бенцион много раз сбегал из детского дома. Однажды сел на поезд, прячась там под лавками. Милиция «выловила» его, сдала в детский приёмник. Уже будучи женатым, окончил Свердловский Горно-металлургический техникум. Заочно окончил Свердловский Горный институт и работал в институте «УНИПРомедь» (Уральский научно-исследовательский и проектный институт медной промышленности).

После окончания Свердловского педагогического института в 1962 г. Аза Степановна 10 лет работала в вечерней и общеобразовательной школах. К 1969 г. подготовилась для поступления в заочную аспирантуру.

 В октябре 1969 г. зачислена в аспирантуру Уральского государственного университета им. А.М.Горького. 3 года работала ещё в школе. В 1972 г. перешла на кафедру философии Свердловского института народного хозяйства (СИНХ), где завершила работу над диссертацией.

В начале 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном Университете «Моральные ценности учащейся молодежи». Проведено исследование о том, являются ли для современной молодежи труд, коллектив, учёба ценностями.

Отраслевым Министерством присвоено звание доцента, что подразумевает наличие учёного звания кандидата наук и продолжение ведения педагогической деятельности.

 

В 1999 г. издана книга А.С. Франц «Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма)».

Я рассказывал Азе Степановне, что не только читал эту книгу, но и изучал ее. Меня интересовали не столько философские рассуждения о плюрализме, сколько изложение практических моментов наших нравов, возможности возвращения многовековых традиций в нашу действительность, вопросы выработки новых нравов и обычаев…

Конечно, труд автора во многом сугубо научный, мало понятный широкому кругу читателей. Было бы очень полезно его переработать для более широкой аудитории с использованием основных заветов «Домостроя» – тогда очень многие россияне были бы автору премного благодарны.

А назвать его можно было бы, скажем, так: «Домострой» сегодня!». Уверен, что тираж издания будет многомиллионным! ( Г.М.Коровин).

 

После СИНХ-а с 2002 г. Аза Степановна работает в Российском государственном профессионально-педагогическом Университете (РТППУ).

 В 2005 г. защитила докторскую диссертацию «Российская нравственная культура: поливалентность эмпирических моделей». Является доктором культурологии.

Сын Азы Степановны – Андрей Бенционович Франц родился в г. Свердловске. Школьное образование получил в г. Свердловске (Екатеринбурге). Учился очень хорошо. Сразу после окончания школы поступил на философский факультет Уральского государственного университета (УрГУ). Обладает неординарным мышлением, не назойлив, музыкален, активный участник студенческих «капустников». Обладает врожденными задатками к научной работе. В 5-летнем возрасте свободно читал, интересовался международными событиями. А.Б. Франц в 33 года – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Российской Академии наук (РАН), был помощником Г.Селезнёва в Госдуме. Кандидатская и докторская его диссертации связаны с философией и этикой. Тема докторской диссертации: «Политическая анатомия морали».

Сейчас является проректором по научной работе Екатеринбургской Академии современного искусства. Имеет 4-х детей. Старшая дочь Валерия – аспирантка института философии и права. Сын Никита студент Екатеринбургского театрального института. Сын Лев отлично окончил 5-й класс гимназии. Дочке Казимире – 3 года.

А.Б. Франц работал:

-  В институте философии и права Уральского отделения Российской Академии наук ведущим научным сотрудником. Здесь же защитил докторскую диссертацию.

-  Вице – губернатором Тамбовской обл.

-  Помощником спикера Госдумы Г.Селезнева.

-  Директором института социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ).

-  Проректором Академии современного искусства, г. Екатеринбург.

Дочь Азы Степановны – Ольга Бенционовна Франц родилась в г. Свердловске. Окончила 88-ю Свердловскую школу. Хорошо играла в шахматы, увлекалась любительским мотоциклетным спортом. Окончила экономический факультет УрГУ в 1983 г. и аспирантуру. Кандидатская диссертация по экономике. Работала 10 лет консультантом комитета промышленной политики и экономической деятельности Свердловской областной Думы.

Сейчас О.Б. Франц в докторантуре Института экономики Уральского отделения РАН.

Склонна к научной работе, увлекается туризмом, фитодизайном, любит собирать грибы.

Галина Степановна Силина родилась в с. Огнёво Багарякского района Челябинской обл. После окончания семилетней школы в 1956г. поступила учиться в Свердловский строительно-монтажный техникум. В 1960 г., после окончания учёбы, получила направление на работу в г. Челябинск в строительно-монтажное управление треста «Уралстальконструкция». здесь 1 год работала на рабочем месте разметчицей и 5 лет – мастером на монтаже стальных конструкций. Принимала участие в строительстве электроплавильного цеха № 2, листопрокатного цеха, в ремонте доменного и мартеновского цехов, в строительстве новой домны на Челябинском металлургическом заводе. В 1966г. переехала жить в с. Огнёво, где была принята на работу в Огнёвскую 8-летнюю школу учителем математики, заменила свою маму Доннадию Никитичну, и работает учителем математики по настоящее время.

Галина Степановна начала преподавать математику в тех классах, в которых работала ранее Доннадия Никитична. Её ученики, как и ученики Доннадии Никитичны, всегда хорошо усваивали математику и многие из них успешно поступали после окончания 8 классов в средние специальные учебные заведения.

В 1974 г. после окончания заочного отделения факультета математики Шадринского педагогического института была назначена директором Огнёвской 8-летней школы, проработала в этой должности 15 лет, до 1989 г.

Под руководством Галины Степановны и при её техническом контроле (первоначальное строительное образование Галины Степановны оказалось очень кстати) построено новое здание школы, и Огнёвская школа из 8-летней с 1981 г. носит статус средней школы.

В 1985 г. школа получила новое здание, наконец-то сбылась мечта учеников, учителей и родителей о спортзале, столовой, предметных кабинетах.

За время работы в качестве директора ежегодно в летние и зимние каникулы отправляла группу учеников в 20 – 25 человек по путёвкам в Москву, Ленинград, Севастополь, Одессу, Волгоград и др. города. Обычно в группу входили активисты, спортсмены, члены ученических производственных бригад; ученики, закончившие учебный год на «4» – «5».

До начала перестройки в России, в расцвет производственных успехов в местном совхозе в школе была создана ученическая производственная бригада из мальчиков 9 – 11-х классов. Ребята, получив права трактористов-комбайнёров, под руководством учителя труда В.И. Силина и шефа-наставника В.И. Кузнецова работали на 10-ти комбайнах в поле: косили траву, убирали хлеб (зерновые).

О Галине Степановне коллеги, односельчане отзываются как об удивительной женщине, никогда не унывающей, весёлой, красивой, всегда опрятно и модно одетой, увлечённой… « С каждым человеком любого возраста Галина Степановна говорит с большим уважением. А уж математику и своих учеников она любит до самозабвения. Вокруг математики идёт такая бурная и кипучая жизнь: математические недели, декады, газеты, конкурсы, головоломки, шахматные сражения, концерты…» (Газета «Красное Знамя», № 104 за 28.12.1996 г.).

Многие годы Галина Степановна была депутатом и защищала интересы школы, прежде всего детей, учителей, решая проблемы на уровне школы, а если надо – района и области.

Сегодня Галина Степановна на пенсии, но продолжает работать учителем математики в своей школе и живёт в своем родном селе Огнёво.

Муж Галины Степановны – Силин Василий Иванович, учитель трудового обучения, хорошо рисует, поёт, дополняя семейную жизнь любовью к искусству, во всём поддерживая Галину Степановну.

Их дочь, Куксина Ирина Васильевна, талантом художника пошла в отца. Живет в Челябинске, работает художником – дизайнером по интерьеру. Имеет двух детей.

Внуки Галины Степановны: Куксин Дмитрий – студент Челябинского энергетического техникума, Куксина Регина – студентка 3 курса Уральского социально-экономического института.

Александр Степанович Бердников родился в с. Огнёво. Дружил «Не разлей - вода» с Мишей Первушиным. (Александр назвал своего сына именем своего друга Мишей). Учились в одном классе. Жили рядом. Симпатизировали друг другу. Интересы, склонности характера были одинаковыми.

Александр внешне напоминал отца: фигура, волосы, общительность, меньше – лицо. Характер – матери (Доннадии): отзывчивый, доброжелательный, никогда никого ни за что не осуждал, всегда был готов помочь в чём угодно. С 6-го класса начал осваивать баян. Отец познакомился с одним из жителей Каслей, хорошо владевшим игрой на баяне. Александр целое лето прожил в этой семье и получал уроки игры на баяне. Играл на нём, когда хотелось.

 Окончив Огнёвскую школу, Александр учился в Свердловском радиотехникуме (с 01.02.1962 по 20.12.1966 гг.). С 1968 по 1970 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1971 г. принят на работу старшим техником связи Усть-Катавского городского отделения УКГБ.

С 1972 по 1980 гг. учился и успешно окончил Московский инженерно-физический институт (Снежинский филиал МИФИ). В г. Снежинске жил с 1974 г.

С 1974 по 2000 гг. проходил военную службу в органах КГБ, ФАПСИ. За время службы был награждён 7-ю медалями и Почётным Знаком. После окончания службы по выслуге лет в Снежинском подразделении ФАПСИ в 2000 г. поступил на работу в службу безопасности ФГУП «РФЯЦ ВНИИТФ им. Академика Е.И.Забабахина» на должность инженера – электронщика.

Александр Степанович принимал участие в разработке и отладке электронных компонент систем физической защиты учёта и контроля ядерных материалов, проводил монтаж, наладку и техническое сопровождение оборудования систем контроля и управления доступом на промплощадках РФЯЦ ВНИИТФ. С его участием разработано большое количество различных видов испытательных стендов, установок, схем соединений для исследований в области систем физической защиты ядерных материалов.

Ещё когда был на практике в Каменск-Уральске, получил большое облучение (проводил ремонт в закрытой камере, содержащей большие дозы радиации), что впоследствии повлияло на здоровье. По отзывам друзей и сотрудников, имел большую потребность хоть в чём-то делать людям добро, быть великодушным, с удовольствием и профессионально ремонтировал бытовые электрические приборы, технику в свободное время.

 Умер 02.06.2007 г.

Жена Александра – Бердникова Лидия Павловна, педагог. С 1976 г. была сотрудником режимно-секретного отдела РФЯЦ ВНИИТФ. Вышла на пенсию с 2003 г.

Дочь Александра и Лидии Бердниковых – Богданова Наталья Александровна. В 1992 г. поступила и в 1995 г. окончила Челябинский политехникум. После его окончания работает в информационном отделе Управления РФЯЦ ВНИИТФ. Замужем. Имеет дочь Богданову Татьяну, 1998 г.р., которая учится в 6 классе.

Сын Александра и Лидии – Бердников Михаил Александрович, 1978 г.р., после прохождения службы в рядах Вооружённых сил, в 1998 г. поступил в Снежинский филиал МИФИ и окончил учёбу в 2004 г. С 2000 г. работает в службе безопасности РФЯЦ ВНИИТФ инженером-исследователем специальных изделий. Не женат.

На Михаиле Александровиче пока остановилась фамильная родословная семьи Бердниковых. Пожелаем ему продолжить свой род и не забывать о сыне! Только он может стать продолжателем рода Бердниковых – правнуком Степана Александровича.

Светлана Степановна Блинова родилась в с. Огнево В 1-ом классе училась в Юшковской школе, где директором был отец. Проживала в с. Огнево до 14-летнего возраста, где окончила 8 классов. В 1963 г. переехала в Свердловск на учебу, в среднюю школу № 5 (с математическим уклоном).

Окончила факультет экономики УПИ. Живет в Екатеринбурге.

Работает главным бухгалтером. Имеет 2-х детей.

Когда мы обратились к Светлане Степановне с предложением написать свои воспоминания об отце, Бердникове Степане Александровиче, она охотно согласилась.

Воспоминания С.С. Блиновой.

Воспитание детей в селе во времена нашего детства было простым – дети росли сами по себе. Сами придумывали игры и занятия. Рано вовлекались в полезный труд. Старшие дети опекали младших.

Для развития всех детей нашей семьи определяющую роль играл пример родителей. Я с детства гордилась ими, потому что воочию видела, каким искренним уважением и непререкаемым авторитетом среди сельчан они пользуются.

Этот авторитет определялся вовсе не занимаемыми должностями, а их духовностью. Они никогда не демонстрировали своего превосходства, работали и жили вместе со всеми, при этом помогая всем реально советом, делом, вмешательством.

Много раз я просыпалась от того, что к нам прибегали жёны мужей-дебоширов, просили родителей заступиться за изгнанную из дома семью, и родители в любую погоду одевались и уходили из дома, возвращались часа через два, прекратив дебош … А ведь отец не был «Геркулесом», скручивающим хулиганов – просто само его появление оказывало отрезвляющее воздействие. Впрочем, он мог применить и силу.

Однажды, 1 мая ворвался незнакомый человек, не из нашего села, верзила, и стал оскорблять отца, говоря, что он сдался в плен. Мы с отцом были в доме вдвоём, и он послал меня «за соседом». Когда я вернулась (без соседа, которого дома не оказалось), верзила, ростом около 2-х метров, валялся около крыльца – отец вышиб его из дома двумя ударами: из комнаты через тяжёлую дверь в коридор, а из него через крыльцо (метров шесть) – на улицу. Я поняла, что он меня просто отослал, чтобы избавить от этого зрелища.

А сколько раз к отцу обращались за помощью родители несправедливо осуждённых и посаженных в тюрьму людей! Я помню два таких случая, когда отец писал письма в Верховный Совет СССР, и дела были пересмотрены, а люди освобождены из тюрьмы.

Безусловно, у отца была харизма. Даже когда он был под подозрением, когда его уроки в школе постоянно проверялись на благонадёжность, а он был рядовым учителем, (в то время директором школы тоже был фронтовик), идеальный порядок в школе (на общей линейке) наводил именно он, никогда при этом не повышая голос.

Отец очень любил маленьких детей. Когда мы уже выросли и разъехались, к нему приходили соседские ребятишки пить чай. Он раздарил им практически всю нашу библиотеку. Когда я приехала забрать для Андрея свои любимые книжки, застала только остатки – «Золотой ключик» да ещё «Зайку Петю». Это и были его первые книжки. А когда отец проходил проверку на благонадёжность в советском лагере, где были заключённые немецкие дети – «гитлерюгенд», он защищал их от наших надзирателей.

Старшие сёстры считают, что в политике отец был «сталинистом», считал, что в то время иначе было нельзя. Я не помню этого, но хорошо помню день смерти Сталина – дома никто не обсуждал, не плакал, как-то было сумрачно – и всё. Мама считала Сталина тираном всегда, только об этом нельзя было говорить. Да и отцу в 1938 г., перед рождением Азы, был приготовлен «тревожный чемоданчик». Наверное, его спасла скромность, отказ от каких-либо привилегий. Он говорил, что поскольку завидовать ему никто не станет, то и не донесёт. Как я представляю, отец был коммунистом «с человеческим лицом», альтруистом. Общественное для него всегда было важнее личного. Когда он задумал выстроить новую школу, то для продвижения этого предложения тратил свои личные средства и своё личное обаяние.

Я в детстве была очень близка с отцом. Лет с 4–5 он брал меня с собой, куда только мог – на рыбалку (делал мне в лодке шалашик, где я даже спала), в лес, где он делал «поскотину» (плетень по периметру леса для того, чтобы скот не потравил поля), на покос, даже в райцентр по каким-то делам… У нас в семье не было принято хвалить детей, отец очень боялся нас избаловать. Наши школьные успехи воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Когда же дочери начинали взрослеть, вообще в отношении к ним со стороны отца появлялась подозрительность – он до смерти боялся, что мы как-то себя (и, соответственно, всю семью) скомпрометируем каким-нибудь легкомысленным поведением, или «грехопадением», хотя мы были абсолютно неприступны для всех кавалеров, включая даже тех, которые нам нравились.

Надо сказать, что мама, в отличие от отца, доверяла нам во всём – и в учёбе, и в отношениях. Дневник мне она подписывала на месяц вперёд, и по поводу «отношений» никогда не задала ни одного вопроса. Тем более я старалась её «не подставлять».

У мамы был свой путь к сердцам учеников – доброта и справедливость. Во время войны, когда в школе учились эвакуированные из Ленинграда дети, они с большим уважением относились к ней как к жене фронтовика. Позже, когда отец стал директором школы, он назначал её классным руководителем самых «хулиганистых» классов – и через полгода они становились ручными. Мама ставила с ними спектакли, никогда никого не ругала, на уроках давала задание «по силам», давая возможность каждому поверить в себя, увлечься предметом. В результате, у мамы всегда была 100% успеваемость, ребята побеждали на математических Олимпиадах – а ведь соревновались с городскими ребятами! В этих Олимпиадах успешно выступал наш брат Саша.

Уровень маминой работы в школе впоследствии поддержали и сёстры. Аза, правда, не очень долго работала в школе, зато Галя до сих пор работает. У Галины тоже нет «неуспевающих» – но какой ценой! Ведь она до 11 класса каждый день проверяет тетради, когда в городе и в 1-ом классе только контрольные проверяют.

Отблеск родительской «славы» падал и на нас, детей. Иначе невозможно объяснить, почему меня, например, в детстве слушались сельские мальчишки, даже постарше меня, при ссорах приходили ко мне, чтоб пожаловаться друг на друга. И я, по примеру родителей, увещевала их, занималась примирением.

Однажды в результате своей «самостоятельности» мы с Витей, соседом, чуть не утонули. Ему было, наверное, лет пять, мне – четыре. Он пригласил меня покататься на лодке по озеру. Причём начиналась гроза. Поскольку на лодке с отцом я уже каталась, то без колебаний села в лодку.

Мы отплыли довольно далеко, когда нас увидела наша Галя. Она старше меня на восемь лет, бросилась нас спасать; ей на помощь бросился её сверстник Владик. Помню, когда он доплыл до лодки, Витька веслом пытался его отогнать! Теперь этих мальчишек уже нет в живых. Витя погиб, спасая людей на горной трассе, которые ехали впереди его грузовика, нагруженного трубами. У грузовика отказали тормоза, и Виктор Стафеев направил его в пропасть…

Мой однофамилец и молочный брат Бердников Михаил умер от сердечной недостаточности… А я вспоминаю, как после 2-го класса меня назначили звеньевой по уходу за школьным приусадебным участком, и я пошла собирать своё звено на дежурство. Ребята (все мальчишки) собирались в этот день на речку удить рыбу. Им не хотелось на участок, и один даже заплакал, мне их было искренне жаль, но долг превыше всего. В общем, мы пошли и всё сделали, что надо – пропололи и полили (одно звено из всего класса и приходило).

Конечно, после работы я сказала, что можно поесть ягод. Я благодарна этим ребятам до сих пор, что не подвели и что не обиделись за срыв своих планов.

С моим «образованием» связаны несколько историй. Поскольку я была младшей, родители уже не имели возможности заниматься моим просвещением, в силу своей занятости, а бабушка (мать отца) была неграмотна, даже сказок не знала. Поэтому я очень рано поняла, что только самообразование может помочь мне «открыть мир» и стала приставать к Саше, который уже ходил в школу, чтобы он показал мне, как называются буквы. Его мои приставания сильно утомляли, он нехотя, по одной букве называл их.

Моей «идеей-фикс», которой я поделилась с подружками (но не с родными родителями), стало приобретение букваря. И вот как-то прибегает одна из них и говорит, что некая второклассница готова продать свой старый букварь по сходной цене, по-моему, за 1 руб. 20 коп. Я бегом побежала договариваться с ней о покупке. Но где взять деньги? Опять же, не говоря ни слова родителям, (а отец был уже директором школы), насобирала на улице пустые бутылки на нужную сумму, сходила на речку и помыла их, сдала в магазин, и на вырученные деньги купила вожделенный букварь!

Наверно, за один день научилась читать, и тут же записалась в библиотеку! При этом разработала свою авторскую методику обучения грамоте – не по буквам, а по звукам! Позже я пользовалась ею, когда учила грамоте племянника Андрея (теперь профессора) и своего младшего сына Павлика, которого старший сын Денис, тоже не спрашивая меня, в два года обучил буквам. Когда я узнала, что Павлик знает буквы, мне уже ничего не оставалось, как научить его их складывать. Так он и читал с трёх до семи лет вполне крупные детские книжки типа «Сказок Андерсена» и повестей Гайдара, пока муж не купил детям компьютерную приставку к телевизору.

Не знаю, чего больше – вреда для здоровья или пользы для их просвещения принесла эта компьютеризация. Но дети выросли образованными, конечно, сверх школьных или даже вузовских программ.

Старший сын Денис в неполные 26 лет защитил кандидатскую диссертацию по экономике, преподаёт её в УПИ. Младший сын Павел стал хорошим компьютерщиком.

Что интересно – мои дети не застали в живых деда, но старший сын обожает историю, знает историю стран мира, и, по-моему, может ответить на любой вопрос по ней. Так гены деда проявились в нём!

На наших сыновей можно положиться во всём – это они проявляли не раз! При этом оба сына пишут хорошие стихи…

Да простит меня – Г.М. Коровина – Светлана Степановна, что «внедряюсь» в её воспоминания. Делаю это лишь с той целью, чтобы еще раз заострить внимание на удивительной способности Природы сохранять в неприкосновенности то, что она создавала многими веками – генеалогическую память.

Первое. У моего отца было 10 сестёр и братьев. Отец умер в возрасте 72-х лет. Все его братья и сёстры были у него на похоронах. В скорбном молчании они стояли у гроба с одной его стороны. Достаточно первого взгляда на фотографию, чтобы с полной уверенностью сказать, что эти 10 человек – прямые родственники. Все они совершенно одинакового коренастого небольшого роста. У всех – немного округлое лицо. Абсолютно схожи форма носа, губ, глаз. Даже проявления скорби об усопшем у всех идентичны!..

Второе. Приехал ко мне в гости родной брат из Саратова. Побыл немного и просит жареной картошки. Пожарили ему картошки, просит её прямо на стол со сковородкой поставить. Едим вместе. И тут – чудо! Манера употребления картошки точно такая же, что и у меня. Он и я предпочитаем есть её прямо со сковородки, а не с тарелки. Прежде чем «поддеть» картошку вилкой, мы разминаем ее, смакуя с оставшимся на дне сковородки жиром, а потом только «эвакуируем» в рот. Когда зашла речь об отце, то, оказывается, употребляемая нами манера поедания картошки, была излюбленной и у отца. Не исключено, что гены здесь тоже сыграли свою роль...

Для меня всегда примером были мои старшие сёстры – умницы и красавицы. До школы, слушая дифирамбы бабушки Азе (в её беседах с другими бабушками), я очень боялась, что « не смогу соответствовать». 1-го сентября перед поступлением в школу проснулась даже раньше мамы. Но оказалось, что учиться на пятёрки не трудно, а даже очень интересно.

Но всё же, пока училась в школе «у родителей», больше всего боялась подвести их. Боялась, что мои «пятёрки» могут приписать «блату», поэтому старалась, чтоб уровень моей подготовки не оставлял ни у кого сомнений в справедливости оценок. Кажется, кривотолков не возникало.

Позже, когда выдержала конкурс и поступила в 9-й класс Свердловской школы № 5 с математическим уклоном, куда были набраны сплошь отличники из школ города, тоже волновалась – смогу ли занять достойное место? Классная руководительница, очевидно, заметив это, сказала перед всем классом, что учителя отмечают хорошую подготовку ряда учеников, в том числе назвала меня.

Отец уходил из жизни, когда мне было всего 20 лет. Но я очень-очень долго сверяла свою жизнь и свой жизненный выбор с позицией родителей. Эта позиция всегда была моей моральной поддержкой, потому, что для них всегда моральным ориентиром была собственная совесть. Приоритет материального над моральным отец называл шкурничеством.

После школы я окончила экономический факультет Уральского политехнического института, который позже окончил и сын Денис.

В отличие от сестёр, решила попробовать себя на производстве – мне это показалось интереснее преподавания. Ещё в школе поняла, что не имею необходимого терпения для повторения материала дважды. Работала всегда с интересом, в различных коллективах. С 30 лет работала начальником экономических отделов разных предприятий, главным бухгалтером. Сейчас работаю в Товариществе собственников жилья. Замужем за своим одноклассником Блиновым Владимиром Степановичем. Он – кандидат химических наук, специалист в области резины. Вместе вырастили двух сыновей. Я всегда считала, что главная обязанность и ответственность родителей перед людьми и Богом состоит в воспитании детей, полезных обществу, порядочных, образованных и трудоспособных.

Воспитывать сыновей нам помогали дед со стороны мужа, моя мама, Галина с мужем Василием Ивановичем, у которых наши дети летом жили все школьные годы, обрабатывая наш огород и осваивая другие сельские занятия.

Сейчас мы с мужем имеем основания гордиться своими детьми – они образованны, порядочны, талантливы, умеют работать. Сыновья женаты. У старшего сына уже двое детей – сын Ванечка, 2006 г. р. и дочка Катя, 2010 г.р., которой пока только 4 мес.

Как мне кажется, лидерские качества отца в наибольшей степени унаследовала Галя, хотя внешне она похожа на маму. Не случайно именно она приняла практически сразу после ухода отца школу и воплотила его мечту о строительстве новой, средней школы! Имея строительное образование, она не только добилась в своё время строительства, но и сама вела технический надзор! В молодости Галя была не только красавицей и умницей, но и спортсменкой. Она успешно занималась лыжами, шахматами, яхтами и даже прыгала с парашютом!

Закончив сначала монтажный техникум и распределившись на ЧМЗ, работала мастером в большой бригаде высотников – монтажников (мужчин), руководила ими! Сама ходила на высоте 20 м без страховки! Выйдя замуж и родив дочку, решила для укрепления её здоровья вернуться в деревню. Галя безумно любит и знает природу – с 3-х лет в годы войны они с Азой ходили в лес за ягодами!

Вернувшись в село, Галя с мужем стали учителями, окончили педагогические ВУЗы. Очень скоро Галю назначили директором школы. С тех пор школа, как и при отцовском директорстве, вновь стала центром общественной и культурной жизни села! Около 10 лет назад Галина Степановна решила оставить директорство, и её тут же избрали профсоюзным лидером коллектива!

Вообще, у Гали столько талантов, что одной жизни не хватит, чтобы их все до конца реализовать! А как она любит детей и как они любят её! Как и родители, она всю себя отдаёт людям, и поэтому уважение в селе к ней не меньше, чем к ним! Сколько раз её избирали депутатом в местные органы власти, и сколько раз она отказывалась от предложений возглавить партийные или общественные организации района! И сейчас её всё никак не отпускают на пенсию, потому что таких учителей, как она, сейчас уже не осталось, и заменить её невозможно, как невозможно повторить или заменить родителей, как невозможно заменить чем-то душевное тепло.

По большому счёту, сейчас я не считаю наших родителей какими-то особенными – просто они воплотили в себе лучшие черты русского народа, а народ наш ведь очень талантлив, и дай Бог, чтобы наши дети и внуки пошли дальше своих предков!».

И в заключение. О семье С.А. Бердникова, его жене, их детях, внуках хочется сказать много добрых слов. Прежде всего потому, что все они обладают качествами, присущими исконно русским людям: трудолюбие, любовь к Отчизне, к своему краю, к родным и близким людям, к народным традициям.

Когда-то семья Доннадии и Степана Бердниковых была очень бедной. Восемь человек ютились в однокомнатной избе. Потом переехали в более просторный дом, который находился в запущенном состоянии. Рамы все подгнили, пол провалился, крыша протекала. Но Степан всё восстановил…

Редко бывает, чтобы в обычной деревенской семье появлялись заметные потомки. У Доннадии и Степана четверо детей. И у всех у них философский склад ума. И дети их детей идут по стопам своих родителей и дедов.

Старшее поколение на своём примере жизни, не навязывая, а показывая, научили жить честно, целенаправленно, любить до самозабвения дело, которым они занимаются, сумели привить эти свои качества следующему поколению в своей семье и окружающим людям. В этой семье по-настоящему умеют дружить, понимать, поддерживать друг друга, помогать другим.

Существует легенда о далёком родстве семейства Бердниковых с великим русским писателем Л. Н. Толстым. Род Бердниковых – это талантливые, обладающие пытливым умом и большим трудолюбием люди. Они с завидным усердием добиваются поставленных перед собой целей. Этим они схожи с Львом Николаевичем…

Последние слова заимствованы нами у челябинского журналиста В.М Рискина. Трудно с ним не согласиться…

с. Огнёво, г. Екатеринбург, г. Касли. Июль 2010 г.

 

Родословная Бердниковых

(Ноябрь 2010 г.)

Родители

 

 

Бердников

Александр

Федотович

 +

 Белканова Евфросинья

Ивановна

 

Слободчиков

Никита

Ефимович

+

Котельникова

Ульяна

Филатовна

 

 

 Бердниковы

 

 

 

Бердников

Степан

Александрович

+

Слободчикова Доннадия

Никитична

 

 

 

  Дети

 

Аза

Бердникова

+

Франц

Бенцион

Галина

Бердникова

+

Силин

Василий

 

Александр

Бердников

+

Перчаткина

Лидия

Светлана

Бердникова

+

Блинов

Владимир

 

Внуки

Франц

Андрей

Бенционович

+

Гинсбург

Лара

Дмитриевна

Франц

Ольга

Бенционовна

+

Измоденов

Андрей

Константинович

Силина

Ирина

Васильевна

+

Куксин

Вячеслав Серафимович 

Бердникова

Наталья

Александровна

+

Богданов

Павел

Александрович

Бердников

Михаил

Александрович

Блинов

Денис

Владимирович

+

Никонова Татьяна

Валерьевна

Блинов

Павел

Владимирович

+

Закирова Ирина

Рафиковна

 Правнуки

Валерия

 

Регина

Татьяна

 

Иван

 

Никита

 

Дмитрий

 

 

Екатерина

 

Лёва

 

 

 

 

 

 

Казимира