ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Г.Ю. Исаева, с. Багаряк Каслинского р-на

Культурная память жителей с. Багаряк

Наш край начал активно заселяться после похода Ермака в XVII в. Способствовали этому монастыри. Древнейшим и главным среди них был Успенский Долматов Монастырь, построенный в 1644 г. при слиянии рек Теча и Исеть. Основал его Дмитрий Иванович Мокринский, возведенный монахами в ранг старца Долмата. В 1655 г. возник Катайский острог, в 1662 г. - Шадринская, а в 1688 г. - Багарякская слободы. Как записано в рукописи «Память», Багарякская слобода основана Ивашкой Кузнецом с сыном Данилкой и Катайского острога крестьянином Панкратием Ждановым.

Багаряку более 300 лет, и, конечно, у жителей села богатая культурная память. Одних вариантов названия села, его топонимики, можно услышать более десятка. Название села произошло от названия р. Багаряк. Конечно, это слово тюркских корней, но переводится и как «красные берега», «высокие берега», и как «багером - милая», «светлое место», от башкирского имени Бахар и т.д.

Своеобычность, самобытность этого места проявляется во всем, от архитектуры и языка до характера и привычек его жителей. Поселившиеся в этих местах люди принесли с собой культуру и традиции тех мест, откуда пришли. Смешение культур заметно и сегодня.

Первыми поселенцами были поморы, по свидетельству Алексея Петровича Головина (Тобольского воеводы) - это этнографическая группа русских от Белого и Баренцева морей, а так же территории от Обонежья до Северного Урала, включая Карелию, Двинскую, Важскую, Сысольскую, Вятскую и Пермскую земли.

Для жителей характерен северный говор (холмогорский). По словам Грандиевского, жители наши говорят на языке Ломоносова, но в него вплетены и диалекты Калужской и Вятской областей. Эти диалекты рассыпаны по нашей местности, как бусы. Нанизываешь и удивляешься разнообразию. О смешении культур говорит и прикладное творчество (характерные северные узоры соседствуют с волжскими и пермскими).

Слобода Багаряцкая (именно так звучит название и сохраняется в языке и сегодня) возникла тогда в краю диком и непочатом, с редким русским населением, причем, в местности, смежной с землями, заселенными башкирскими кочевьями. Возникла слобода, конечно, в качестве сторожевого пункта для будущих возникающих городов и других слобод. В наказе поселенцам об этом прямо не говорится. Но, например, относительно «поручных записей и списков», «...Данилке, Ивашке и Панкратию велено в судной избе оставлять их с великим бережением от башкирских и калмыцких воинских людей», и «...велено призывать в слободу не одних оброчных крестьян, а казаков, как людей привычных к сторожевому и воинскому делу».

Несколько раз на слободу совершались набеги, и местных жителей убивали и продавали в рабство в Бухару. Об этом свидетельствуют многие источники, в их числе «Описание жизни святого праведника Симеона Верхотурского и его чудес».

Багарякская слобода была укреплена. До сих пор возле церкви над крутым берегом речки есть следы вала и бревен частокола, впрочем, следы еле заметные. Слобода была снабжена 2-мя пушками, и, как пишут очевидцы, «довольно изрядными».

Багарякская слобода входила в группу населенных пунктов сельского типа. Повсеместно мы видим стремление избежать северной ориентации жилищ. Поэтому, избы поставлены окнами на «полуденную сторону», но, в основном, на свой манер. Дома чаще высокие, украшенные по карнизу зубчатым орнаментом. Возле дома с сенями располагался полузакрытый замкнутый двор, в который с улицы вели широкие ворота. Много домов трехкамерной связи. Сама изба, сзади рубленые сени, а к сеням пристраивалась клеть с «перерубой», под клетью - подвал. Крыши домов двускатные, крыльцо на боковой стороне.

Каждый угол избы имел свое значение и название. Угол, противоположный от двери, назывался «передним» или «красным кутом». Здесь висели иконы, а под ними ставили лавки и стол. Это был почетный угол. Перед печью был «бабий кут», где стряпали, а по диагонали от него «задний угол», где были лавки - «коник».

Печь, обычно, была глинобитная, умельцы могли сделать ее за день. Из досок сколачивали форму, какой она должна быть, забивали форму глиной, и когда печь была готова, сразу затопляли. Доски в трубе и дымоходах сгорали, а форма оставалась. Такая печь служила не одному поколению жителей.

Непременной принадлежностью крестьянской избы были лавки вдоль стен, полка под потолком от печного угла до передней стены - «грядка». Устье печи всегда было обращено к противоположной входу стене, а над входом устраивались «полати» и место под ними было своеобразной прихожей. Возле печи со стороны входа пристраивался дощатый «верхний голбец» с крышкой, через который спускались в подвал за продуктами и домашней утварью.

Все эти признаки характерны для русского северного зодчества. Зажиточные хозяева вместо клети возводили «горницу», нередко здесь встречаются дома в 2 этажа. Та же трехкамерная связь, но расширенная, и низ уже кирпичный, а второй этаж - деревянный.

С конца XVIII в. распространилось каменное жилое строительство. Был построен кирпичный завод.

К концу XVIII в. Багаряк был крупным торговым центром, со множеством лавок, торговой площадью, регулярно работающей ярмаркой. Но уже с середины XVIII в. крестьян начали «приписывать» к активно работающим Невьянскому и Каслинскому заводам. Это вызывало возмущение и протест «свободолюбивого» населения.

Поэтому, пугачевский бунт жители приняли активно. Весть о «Петре III» в Багаряцкую слободу принесли крестьяне Маянской слободы. В Багаряцкой и окрестных деревнях организовались отряды повстанцев. Их возглавлял местный житель, смекалистый мужик Самсон Максимов, в слободе его звали «главным атаманом». «Главная походная станичная изба» находилась в Багаряцкой слободе.

От этого периода остались в памяти такие названия, как «Пугачевская пещера», расположенная недалеко от села и Сивков Камень - место, названное в честь коня одного из командиров Пугачевской армии. Есть еще Чиров лог, в честь казака Чири. Крестьяне слободы, восставшие «от злодейства и прельщения» Пугачева принесли повинную царским властям и понесли наказание. Наказали кого кнутом, кого отправили в рекруты, а кто и был повешен. Судьба Максимова неизвестна.

В XVIII в. одежда мужчин и женщин была проста. У мужчин - несрядинные штаны, длинная рубаха, а верхняя - плотный кафтан и «нагольная шуба» (в холодную погоду), обязательно подпоясанная «опояской». Из обуви носили кожаные «коты», «бахилы» с высокими голенищами, а на праздник одевали «русские сапоги».

Женская одежда состояла из косоклинного сарафана («стамедного», «кумашного», или «китаешного»), поверх сарафана - душегрея. Сарафан непременно подпоясывался тканым пояском. Головной убор незамужней девушки состоял из полосы парчи или атласа, замужней женщины - из «самишуры», или кокошника (круглосделанного), который сверху покрывался платком. Замужняя женщина всю жизнь носила две косы, а волосы расчесывала на ряд. Ряд делался один раз и не ломался, чтобы «жизнь не ломалась». К XIX в. традиционный костюм сохранился мало, его сохраняли только старообрядцы, которых к этому времени осталось немного.

Очень много из жизни того времени хранится только в устных рассказах еще живущих людей старшего поколения. Много я узнала из рассказов своей бабушки, поэтому в школьном музее Багарякской средней школы у нас первый зал полностью посвящен быту наших предков. Мы стараемся сделать экспозицию интерактивной, проводя занятия рукоделием в музее, показывая навыки ткачества половиков, навыки прядения и вязания. Приглашаем женщин на «посиделки», где они вспоминают песни и частушки, но эти мероприятия не в силах в полном объеме сохранить и передать культурную память наших предков.

Недавно у нас побывала группа из научно-исследовательского и проектного центра «Наследие», которая делала обмеры церкви для подготовки проекта ее реконструкции. От них мы узнали об общероссийской программе «Историческое место», в рамках которой реставрируются не только отдельные сооружения, а целые комплексы. У нас пока еще многое сохранилось, хотя многое и разрушено за последние 10-15 лет. Очень хорошо, что к Багаряку этот проект может быть применим. Ведь это одно из первых поселений в Исетской провинции, с которых, собственного говоря, и начиналась Челябинская область.