ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

А.П. Мухин, г. Касли.

В.И. Петухов,  п. Береговой

Приходы и храмы Челябинской епархии

в Каслинском районе

 

По многочисленным просьбам жителей города и района со второго выпуска нашего альманаха мы начинаем публиковать историко-краеведческие материалы «Приходы и храмы Челябинской епархии в Каслинском районе». В основу очерков положены архивные документы: «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии (1902 г.)», церковно-приходские летописи приходов и храмов Каслинского района, Екатеринбургской епархии (1874–1894 гг.), Пермская летопись (1887 г.), а также статьи Петухова В.И., Еременко М.Л., Свистунова В.М., опубликованные в газете «Красное знамя» (1988-2003 гг.) 

Предисловие

Храм - святыня прихода. Воздвигались они в центре селения, на возвышенных местах будучи самыми высокими сооружениями, видевшимися издалека, они не довлели над ними, а были их связующим звеном. Это были самые красивые, изящные и дорогостоящие, особенно каменные, постройки.

Почти все церкви, как деревянные, так и каменные, построены на средства прихожан. Подсчет показывает, что в нашем крае в 1902 г. действовало – 26, в 1917 г. – 28 церквей. В приходах храмов имелись еще часовни. На начало ХХ в. их было – 30. До революции действовало 5 женских монастырей. В приходах наших церквей состояло 58 населенных пунктов, в них проживало почти 63 тыс. душ обоего пола. Каждый приход имел свою церковь с причтом (штатом служителей). Из прихожан избирался церковный староста, церковный совет. Церковнослужители храмов осуществляли духовное и нравственное воспитание людей. Они содействовали сохранению и соблюдению православной веры, стремились удовлетворять познавательные, эстетические, нравственные потребности верующих.

Церковь была не только местом для отправления обрядов, но так же политическим и общественным центром. В церквях почти два века велись метрические книги записи актов рождения, браков и смертей. (Ныне хранятся в Объединенном государственном архиве Челябинской области).

Церковнослужители преподавали Закон Божий в школах и были попечителями в них, обучали детей грамоте, содействовали открытию новых школ. С 1880 г. в ведении приходских священников были школы грамоты, церковно-приходские школы (ЦПШ).

Школы духовного ведомства были преобладающими по численности. Наряду с земскими они сыграли большую роль в распространении грамотности среди населения. В храмах священники вели летописи. К сожалению, на конец ХХ в. абсолютное большинство  их не сохранилось.

При храмах создавались и действовали библиотеки, ими пользовались церковнослужители и прихожане. Храмы усердно посещались прихожанами, ими соблюдались посты, чтились православные праздники. В приходах совершалось много крестных ходов, в домах служили молебны.

Прихожане нашего края ходили к святыням Верхотурского и Долматовского монастырей, а некоторые ходили на поклонение к святыням в Киев, в Соловецкий монастырь. Непременным было поминовение своих умерших сродников и знакомых. Их имена записывались в домашний помянник. Осуществлялся постоянный уход за кладбищами и могилами.

Войны и революции второго десятилетия ХХ в. унесли из жизни немало наших земляков. В результате их человеческая жизнь обесценилась до предела, началась утрата многих духовных ценностей Российского народа.

Не поддерживая новую власть, местные священники продолжали службу Иисусу Христу и людям, а некоторые вели борьбу против нее. В 30-х гг. прошлого столетия началось массовое наступление по закрытию храмов и отлучению верующих от церкви. Здания закрытых церквей отдавали под клубы, под зерносклады, редко под школы. При закрытии церквей было разграблено и растащено их имущество, книги церковных библиотек.

Из всех церквей края богослужение осталось лишь в селе Юго-Конево, в  Вознесенском храме г. Касли возобновлено в Великую Отечественную Войну.

Начавшиеся разрушения зданий церквей до войны, продолжались и после нее. В 40 – х годах разобраны на кирпичи храмы в Боевке, Шабурово, Тимино. В начале 1950 гг. взорвана единоверческая Успенская церковь(сейчас кинотеатр «Россия») в Каслях, а в 1958-59 гг. после аварии на П/О «Маяк» взорваны храмы в бывших селах Юго-Конево и Русская Караболка, ликвидировано 13 селений в Багарякском районе и эвакуировано 7133 человека.

 К 1000-летию принятия Русью христианства началось возрождение церквей и строительство новых храмов. В 2003 г. завершена реставрация храма в с. Воскресенском при большой помощи администрации и прихожан г. Снежинска. В 2005 г. восстановлены Никольский храм в г. Касли и церковь св. Пророка Илии в с. Клеопино. На территории района впервые в ХХІ в. в пос. Вишневогорск построена новая церковь во имя св. Пророка Крестителя Господня Ионна Предтечи.

Есть большое желание прихожан, но нет пока денежных средств восстановить храмы: в селах Огнево, Тюбук, Ларино, Булзи.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области  храмы в селах Булзи, Воскресенское, Клеопино, Ларино, Огнево объявлены памятниками архитектуры.

Восстанавливаются имена погибших церковнослужителей. Постановлением священного Синода русской православной церкви и Святейшего Патриарха Алексия II причислены к лику новомучеников и исповедников российских ХХ века священники. Беляев П.В, Миропольский А.С., Смородинцев П.С.

В возрождение духовности в районе в последние годы многое сделала Каслинская районная газета «Красное знамя». В 1991 – 1992 гг. корреспондент газеты М. Ласькова вела фотоцикл о храмах района под названием «Печальные глаза уральских деревень».

Последние годы большое количество очерков о храмах и священниках Каслинских приходов опубликовано  корреспондентом газеты Еременко М.Л.

Будем верить и надеяться, что дальнейшее возрождение духовности в нашем районе будет продолжаться. Долг живущих ныне внести свою лепту в это благое дело.

Багарякский приход.

Багаряк – старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVІІ-го в. «Память» оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.

 В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.

Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.

Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.

Поскольку Багарякская слобода находилась  в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным  оплотом с двумя башнями  и снабжена двумя пушками. Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.

Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью,  которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.

В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав – не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.

Но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.

Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. – Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. – Гаевский.

В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола – более 5000 душ, все православные, без исключения.

Приходский храм – в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех – престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходорасходные книги с 1818 г.

Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух – престольный холодный – во имя Вознесения Господня, а придельный теплый – во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.

Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.

Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, епископом Екатерин-бургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный – во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный – во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились  по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты – под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г. 

Иконостас в этом приделе, устроенный  в готическом стиле с золотой резьбой по  алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.

Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.

Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет.

Главное занятие прихожан – земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное.

Некоторые из прихожан занимались ремеслом и торговлей, выделкой кирпича, работали на рудниках и заводах.

Несмотря на благоприятные условия ведения сельского хозяйства, экономическое благополучие прихода незавидное. В глаза бросается бедность и нужда, чем довольство и достаток. Много домохозяев, имеющих из рабочего домашнего скота одну лошадь и корову. Немало и таких, у которых кроме жилья, кое-как сколоченного, за душой нет ничего. Грамотных в приходе немного из-за недостатка мест в школах.

Религиозность и стремление к нравственно-доброй христианской жизни прихожан в те годы заметно усилилась. Вероятно, этот подъем совершился под влиянием пережитого народом бедствия: неурожаев и голодовок в течение нескольких лет кряду.

Храм божий посещается усердно, посты соблюдаются свято, религиозные праздники чтятся. В Пасху, в храмовые и двунадесятые праздники храм бывает переполнен.

Проведение храмовых праздников у прихожан имеет свои особенности. В эти дни к прихожанам приезжает много родственников, знакомых. Обычай проводить праздники в кругу родных, сам по себе ничего плохого не заключающий, с другой стороны, заслуживает порицания, тем более, что угощение водкой не всегда бывает в меру. Бывает, что любители выпить кончают праздник полнейшим разгулом. Впрочем, в последнее время такое нехристианское поведение наблюдается все реже, а подавать водку гостям в некоторых домах перестали.

С некоторыми праздниками у прихожан связаны особые представления, сложившиеся на почве народных традиций. Так, в Духов день, следующий после Троицы, землю считали «именинницей», копать ее в этот день – великий грех. В день святых мучеников Флора и Лавра – праздник  скота,  не  работают на лошадях.

Религиозность прихожан особенно проявляется в общественных молитвах во время крестовых ходов, которые обязательно проводятся на полях по окончании сева или отсутствия дождей, в Рождество Христово, Пасху, Троицу, Вознесение Успенье Богородицы. Почти в каждом доме проводятся молебны с чтением акафистов святым. На 3-й, 9-й, 40-й дни и в годину после смерти устраивались поминальные обеды, раздавались милостыни. С большим усердием проводилась вселенская родительская суббота - Радуница.

При похоронах сохранился обычай причитать в голос над телом умершего. Относительно самоубийц придерживаются вполне христианских обычаев, что они не достойны христианского погребения. При всеобщей религиозности, однако, большинство прихожан все еще продолжает оставаться со скудными знаниями и святой вере и Богослужении.

Ввиду доброго урожая 1893 г. и, особенно 1894 г., у церковно-приходских попечителей появились собственные средства. В эти годы ими было собрано разного хлеба 380 пудов и деньгами кружечного сбора и пожертвований – 126 рублей. В эти годы была выстроена новая железная ограда церкви взамен старой и сделан порядочный ремонт снаружи храма: побелка, окраска храма и церковной ограды. С 1894 по 1899 гг. было совершено переустройство главного холодного храма по проекту Козлова и Дютеля: боковые ходы из теплых приделов были заложены, а вместо них в капитальной стене устроена широкая арка. При этом, холодный храм был обращен в теплый через устройство калорифера,  вторых рам и дверей.

Багарякский приход имел причт (штат служителей): 2-х священников, дьякона, псаломщика. Из прихожан избирался церковный староста и церковный совет.

Церковнослужители храма осуществляли духовное и нравственное воспитание людей, содействовали сохранению и соблюдению нравственной веры. Церковь была не только местом для отправления обрядов, но также политическим  и общественным центром.

С переходом страны к капитализму священнослужители стали включаться в коммерческую деятельность. По инициативе причта Багарякской церкви в селе был организован рынок. Доходы от торговли на рыночной площади и в лавках Багаряка поступали в пользу храма.

Многие из церковнослужителей за служение Богу и людям заслужили награды. Багарякский священник, настоятель церкви Вознесения Господня Архангельский П.И. в 1915 г. удостоен почетной награды православных священников - «камилавки» (высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор), и награжден Орденом Анны 3-й степени. Заслуженным авторитетом и уважением у Багарякских прихожан пользовались диаконы Мухин Николай Васильевич и Ляпустин Василий Иванович.

Прихожане заботились о содержании как храмов, так и их служителей.  Они делали добровольные приношения при богослужении и за требоисправления. В Багаряке в 1890-е гг. платили: за крещение и отпевание младенца 30-40 коп., за отпевание взрослого 0,5-2 руб., за поминовение на литургии, за литию 2-20 коп., за панихиду 30-50 коп., заупокойные литургии 1-1,5 руб., за венчание 3-5 руб., за свидетельства метрические о рождении, смерти и предбрачные 0,5-4 руб., за молебны в церкви 2-5 коп. и на дому 0,2-1 руб., за исповедь 1-5 коп.

За службу неплохое содержание получали церковнослужители прихода. Жалование с 1884 г. в храме с. Багаряк составляло в год: первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 94 руб. 08 коп., псаломщику (их тогда было два) по 47 руб. 04 коп.; всего 329 руб. 28 коп. Законоучителям- священникам платили в год от 60 до 100 руб., учителям, исполняющим обязанности законоучителя 480 руб., прочим учителям 240-410 руб., помощникам учителей 180 руб.

С приходом советской власти в 1918 г. вышел декрет «Об отделении церкви от государства». Вся земля, в т. ч. и монастырская, национализировались. Начались гонения на храмы и их служителей. Но прихожане продолжали верить в Бога, придерживаться устоявшихся традиций. Служба в Багарякском храме исправно осуществлялась до 30-х годов прошлого столетия.

В 1918 г. колчаковцами были расстреляны священники багарякского прихода Беляев П.В. и Миропольский А.С. Вступление отрядов Красной армии в Багаряк произошло в день Казанской Божьей Матери, 4 ноября 1919 г. и сопровождалось настоящим боем. Белые в нескольких местах в Багаряке поставили пушки для отстреливания  наступающих красных, которые тоже обстреливали Багаряк. Но особого вреда эта перестрелка не принесла, кроме того, что от выстрелов поставленной рядом с церковью пушки, в храме сотрясались стены, соскочила штукатурка и выбиты стекла. Белые вынуждены были отступить, отряды красных заняли Багаряк и утвердились в нем.

С приходом Советской власти церковная служба в Багарякском приходе продолжалась. По воспоминаниям ветерана - учительницы Багарякской школы Исаевой Зинаиды Семеновны, церковь была закрыта только в 1932 г. В ней открыли тогда клуб и библиотеку. По высоте здание было перекрыто на два этажа, т.к. топить высокое здание было трудно. В годы ВОВ на втором этаже две комнаты были отданы под классы средней школы.

В начале 30-х гг. в Багарякском районе  началась насильственная коллективизация. В 1930-1933 гг. только из одного Багарякского района было выселено 1304 крестьянских семей. Если считать, что  в среднем в каждой семье по тем временам было 5-6 человек, то высланных за пределы района было около 7000 человек. С этого же времени начинается повсеместное закрытие и разрушение храмов и гонения на верующих православных крестьян.