ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

М.А. Головкина,

зав. детской центральной библиотекой,

г. Касли.

 

«Крест вознёсся до небес…»

 

Наверное, у каждого здания, как и у человека, своя вековая судьба. Особенно драматичной была и есть судьба у православных храмов. Вместилище православной молитвы, духа русского народа – православные храмы вначале строили всем миром, а потом, не умея защитить и отстоять, почти всем миром разоряли и оскверняли. При этом сложно обвинять народ в том, что разорение храмов – его, народа, горячее желание. Размышляя о прошедшей уже эпохе социализма, в которой выросло большинство населения нашей страны, мы понимаем, что когда «разрушали, до основания, а затем…» были движимы утопической, «весёлой» идеей: «новый мир» будет во сто крат лучше прежнего. Непонятная, неудержимая русская душа…, почему так надо было разрушить величественную красоту православных соборов, конфисковать рукотворные церковные предметы в неизвестно какие закрома Родины, замазать прекрасные лики Святых в церковных алтарях, а на их месте повесить экран или сделать сцену? Этому свидетельствуют многие факты.

Никольская церковь.
Фото Н. Птухиной, 2011 г.

В Государственном Архиве Свердловской области (ГАСО) г. Екатеринбурга обнаружен документ «Дело о закрытии Каслинских церквей» (1). Судя по документам, ходатайство о закрытии церквей в Каслинском заводе было инспирировано свыше, а именно Свердловским Окружным Исполнительным Комитетом (протокол № 62 от 27.02.1930). В документе было представлено всё так, что, якобы, народ требует закрытия церквей; «народное прошение» было тут же удовлетворено. Президиум Уральского облисполкома выпустил соответствующее постановление №39 от 02.03.1930 г., а уже 4 марта в окружной административный отдел поступил донос от начальника районного административного отдела с текстом: «Доношу, что закрытие церквей в посёлке Касли произведено 4 марта сего года. Ценное культовое имущество передано в Финчасть Районного исполнительного комитета (РИК), а прочее культовое имущество передано Районо, церковные здания переданы в следующем порядке:

- Успенская церковь –Всероссийскому союзу рабочих металлистов (ВСРМ) Каслинского чугунолитейного завода под Дворец труда;

- Вознесенская церковь –Районному комитету союза сельскохозяйственных и лесохозяйственных рабочих и колхозу «Красный партизан» под клуб;

- Никольская церковь –Каслинскому врачебному участку под амбулаторию;

- Успенская единоверческая церковь –Каслинскому Районо под мастерские школы семилетки;

- Старообрядческий молитвенный дом –в Районо под культбазу;

- Часовни Харлампиевская и Георгиевская –Каслинскому Поселковому Совету под киоски. Передача оформлена актом».

Новая власть действовала агрессивно, представители местной администрации явились в храмы во время богослужений, потребовали немедленно освободить помещения и тот час же храмы опечатали. Такова история начала советского периода и судьбы Никольского храма.

Вернёмся в более раннее время, а именно в ХІХ век. В 1855 г. во вновь отстроенном храме Вознесения Господня был освящён для богослужения главный предел. Храм был построен по византийской традиции, пятикупольный с высокой колокольней, величественный и большой, имел один существенный для нашего сурового края недостаток –помещение храма было холодным, не приспособленным для зимних богослужений. Тогда у прихожан и настоятеля храма возникла идея построить небольшую зимнюю церковь, которую возможно отопить в холодный период года. Храм во имя Святителя Николая Мирликийского был заложен по грамоте Ионы – Епископа Екатеринбургского, викария Пермского от 30 апреля 1858 г. за № 43, благочинным Кыштымского завода священником Димитрием Фиодоровским. Закладка храма состоялась 9 мая 1858 г. Храм строился три года. Освящение состоялось 10 ноября 1861 г. при участии, как гласит пометка на обороте грамоты, благочинного протоиерея Филарета Пономарёва, протоиерея Михаила Бирюкова, священника Николая Лаврова, священника Петра Борнова, священника Алексея Серебренникова.

Некоторые подробности о строительстве зимнего Никольского храма черпаем из интереснейшего документа «Церковная летопись по Вознесенской церкви…», автором которого был священник Константин Ляпустин (2). Оказывается, многочисленные благотворители и меценаты принимали усердное участие в строительстве храма и его благоукрашении. Вот их имена: Андрей Васильев Трутнев, Михаил Иванов Дунаев, Евсевий Тихонов Мыларщиков, Алексей Симеонов Карпычев, Александр Иванов Шелегов. Эти сведения подтверждаются и «Клировыми ведомостями 1900-1901 г» (3).

Построенное с любовью здание православного Никольского храма в тридцатые годы ХХ столетия стало выполнять, по воле властей, совершенно иные функции. Видимо, амбулаторией здание служило недолго, т. к. следующие архивные данные говорят о том, что там расположилось учреждение культуры –клуб имени Профинтерна (4). Иной человек, несведущий в канонах веры, скажет: «Вот видите, в храме – учреждение культуры, очень логично!» Но когда на месте святая святых храма-алтаря устраивают сцену и вывешивают экран –это трудно умещается в понимание верующего человека. Наверное, с этого момента появилось такое словосочетание, часто употребляемое государственными функционерами, «храм культуры». В клубе им. Профинтерна располагалась точка кинопроката, был свой штат: заведующий клубом, кассир, киномеханик и сторож. На экране клуба демонстрировались немые фильмы, после Великой Отечественной войны –трофейные, да и клуб стал называться «Победа».

В 1960 г. здание перешло в ведение радиозавода. К этому времени кресты и купола были давно снесены, после внутренней реконструкции алтарь церкви был приспособлен под сценическую площадку. Надо отдать должное Каслинскому радиозаводу: здание Никольского храма было сохранено, не разобрано по кирпичику, как это случилось с господским домом, с монастырскими зданиями. По воспоминаниям Веры Ивановны Каныгиной, её супруг лично занимался интерьером заводского клуба. И у многих каслинцев связаны с этим зданием-клубом «Победа» лучшие воспоминания юности: комсомольские свадьбы, торжественные вечера, танцы.

90-е годы ХХ столетия принесли большие перемены: новое российское государство, демократию, возвращение к историческим корням. Вышли в свет обновлённый закон РСФСР № 267-1 от 25.10.1990 «О свободе вероисповеданий» и постановление правительства РФ № 466 от 06.05.1994 –эти документы позволили приходскому Совету храма Вознесения Господня начать процесс отчуждения здания заводского клуба – Никольской церкви в пользу православного прихода Вознесения Господня. Здания Никольского храма и заводской Успенской церкви были возвращены Русской православной церкви в 1993 г. Конечно, средств на восстановление зданий у прихода не было, но на тот момент необходимо было вернуть здания и, в последующем, искать финансовые возможности для восстановления храмов. 13 ноября 1993 г. в Каслинской районной газете «Красное знамя» церковный Совет обратился к гражданам города с просьбой о помощи в деле восстановления Никольского храма. Средства собирались небольшие, не позволяющие начать полномасштабную реконструкцию здания. Сомнения одолевали всех: и прихожан, и простых каслинцев. Некоторые высказывались очень резко, так, например, в местной газете «Красное знамя» вышла статья В.М. Свистунова «Многострадальный Никольский храм», где автор прямо выражает опасения по поводу вообще сохранности здания (5).

И только после того, как настоятелем прихода в 1998 г. стал отец Георгий Головкин, реконструкция храма была начата. Почти 10 лет шло восстановление храма: реконструирована алтарная часть здания, восстановлена внутренняя архитектура, проведена газификация, на кровле был установлен простой чугунный крест. В 2007 г. на средства прихожан и многих благотворителей на предприятии «Грант» г. Трёхгорный были изготовлены купол и крест для Никольского храма. Сразу же встал вопрос: «Где взять специалистов для установки купола и креста?» Настоятель храма Вознесения Господня протоиерей Георгий Головкин обратился за помощью на предприятие ОАО «Радий». Генеральный директор ОАО «Радий» Владимир Григорьевич Доброрезов в помощи не отказал, направил своих специалистов для осмотра здания и разработки технического проекта по установке купола и креста. Возглавил работу начальник ОУИиС Андрей Юрьевич Гордеев, к нему подключились начальник цеха № 8 Валерий Павлович Казаченко, мастер цеха № 8 Игорь Юрьевич Щербаков и главный механик завода Анатолий Павлович Егоров.

20 августа 2008 г. состоялось знаковое событие для прихода храма Вознесения Господня: спустя десятилетия Никольский храм вновь обрёл главу и золочёный крест вознёсся к небу. Его Высокопреосвященство Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов в сослужении священников Челябинской епархии освятил крест и купол для Никольского храма, после торжественного молебна крест и купол были подняты и установлены на кровле храма Святителя Николая Чудотворца. Большую подготовительную работу провели заводчане. В поднятии конструкций участвовали Михаил Николаевич Чиркин, Алексей Петрович Глазырин – жестянщики цеха № 8, Александр Николаевич Зенкин –сварщик цеха № 8, плотники РСУ – Анатолий Иванович Исаев, Анатолий Александрович Ткаченко, Олег Алексеевич Булаев, Андрей Анатольевич Семёнов, мастер РСУ –Антонина Михайловна Потехина. Техникой помогла одна из строительных организаций г. Озёрска. Благие дела всегда на Руси правились всем миром, и ещё раз жизнь показала, что только так мы добьёмся успеха. С Божьей помощью и всем миром.

Многие историки утверждают, что у каждого времени –своя правда, многие психологи говорят, что у каждого человека –своя правда. Хочется спросить: «В чём правда, брат?» На мой взгляд, вера православная – это как момент истины, была, есть и будет. Всё в этом мире возвращается на круги своя. И расплату за попрание веры несёт на себе многострадальный русский православный народ. Не хочется быть «Иванами, не помнящими родства». Подрастающие каслинцы, приходя на службу в зимний Никольский храм, даже не подозревают о его непростой судьбе. Благодатно звучит молитва, и, хотя бедноват иконостас, Божья помощь пребывает с молящимся народом.

 

Источники информации:

1. Дело о закрытии Каслинских церквей 1930 г., ГАСО, ф.102-р, оп.1, д. 658. 2. Церковная летопись по Вознесенской церкви, Каслинского завода, Екатеринбургского уезда, Екатеринбургской епархии. 3. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии 1902 г., с. 158-160. 4. Снедкова Н.К. Зарождение и развитие кино в г. Касли. Рукопись. 20 10 г. 5. Свистунов В.М. Многострадальный Никольский храм, газ. «Красное знамя» (г. Касли Челябинской обл.) за 7 сентября 1996 г. с. 2.