ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Творения каслинских мастеров

Л.В. Столбикова

Специалист модельного фонда ООО «Каслинского завода

архитектурно-художественного литья».

 

«Медсестра»

Скульптор Н.В. Куликова

 

В образном мире каслинского художественного литья значительное место занимает тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Первые произведения, посвященные героическому подвигу советского народа, появились в заводском ассортименте еще до окончания войны («Танковый десант», «Партизаны в тылу врага» П.С.Аникина). C тех давних пор военная тема множество раз воплощалась в портретных образах («З.Космодемьянская» М.Г. Манизера), в лирических или батальных сценах («Наказ матери» А.С.Гилева, «За Родину!» А.В.Чиркина и мн. др.).

Возрастающая временная дистанция не сказалась на популярности этой темы: практически каждое новое поколение художников испытывает потребность выразить собственное отношение к важнейшим событиям отечественной истории. В этом смысле каслинские мастера скульптуры не стали исключением. Только за последние пять лет они пополнили художественный «арсенал» завода добрым десятком новых моделей военной тематики: «Письмо» А.А.Гилева, «Солдат с голубями» Д.А.Хорошенина, «Память» С.В.Рябовой и др.

Свою лепту в разработку темы внесла каслинский скульптор Наталия Куликова. Скульптуру «Медсестра» она выполнила в 2005 г., к 60 - летию Победы.

Приступая к созданию нового произведения, Наталия уже имела в собственном творческом багаже несколько крупных достижений. Главным из них по праву считается скульптура «Петр I», соданная ею в пару к знаменитой аллегории академика Н.А. Лаверецкого «Россия». Вынужденная работать в заданном размере и стилистике, свойственной «России», скульптор не только не уступила мэтру по уровню профессионального мастерства, но и сумела значительно превзойти его по степени одухотворенности образа.

Из широкого диапазона военной тематики Наталия выбрала близкий себе аспект: роль женщины на войне. Героиня произведения – фронтовая медсестра в зимней одежде: шапке – ушанке, полушубке «под ремешок», в валенках и рукавицах. Девушка с трудом бежит по снегу, правой рукой придерживая тяжелую санитарную сумку с крестом. Жест левой руки, прижатой к груди, заставляет нас почувствовать, как бешенно колотится ее сердце, и без труда дорисовать полную картину события: бой в разгаре, рвутся снаняды, свистят пули, падают убитые и раненые бойцы, к которым спешит юная медсестричка. Облик девушки намеренно лишен «читаемой» индивидуальности – перед нами собирательный образ типичной представительницы фронтовой медицинской службы. Благодаря мужеству и самоотверженности таких вот хрупких созданий в жгучие военные годы удалось спасти сотни тысяч человеческих жизней.

«Медсестра» Куликовой подкупает своей убедительной достоверностью. В ней нет героического пафоса, но присутствует ценнейшее качество, которое так выгодно отличает «Петра I», - одухотворенность, живая пульсация жизни.

К числу несомненных достоинств «Медсестры» следует отнести очередное точное попадание автора в русло лучших традиций каслинского литья. Скульптура выполнена в сугубо реалистическом ключе, ее силуэт четок, ракурсы выразительны, постановка фигуры полностью передает динамику движения, детали тщательно проработаны. По глубине раскрытия темы и по цельности художественного образа «Медсестру» Н.Куликовой можно уверенно назвать одним из самых ярких произведений военной тематики в каслинском литье.

 

Куликова Наталия Викторовна (1969 г. р.) –скульптор. Родилась в с. Кулуево Челябинской обл. Училась в Каслинской детской школе искусств на художественном отделении (1981-1984), в Челябинском художественном училище на скульптурном отделении (1984-1988). Преподавала в Каслинской детской школе искусств (1988-1989). Училась на скульптурном отделении Красноярского государственного художественного института (1989-1995) у Ю.П.Ишханова и Л.Н.Головницкого. Преподавала на скульптурном отделении Каслинского филиала Челябинского политехникума (1995-2000). С 2000 г. постоянно сотрудничает с Каслинским заводом архитектурно –художественного литья. Работает в области монументальной и станковой скульптуры, пластики малых форм и декоративно – прикладного искусства. Выполняет модели для архитектурного литья. Является автором памятников национальному герою башкирского народа Кинзе Арсланову (Башкортостан) и патриарху Алексию II (Спасо –Преображенский монастырь на острове Валаам). Автор полутора десятков моделей для Каслинского художественного литья из чугуна (скульптуры: «Петр I», «Святой преподобный Сергий Радонежский», «Кремлевский солдат»; иконы: «Богоматерь Казанская», «Святая равноапостольная Ольга», «Святой преподобный Сергий Радонежский», «Богоматерь Семистрельная»; медали: «Касли 2007», «Сравнился с золотом чугун» и другие произведения).