ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Н.П. Татарников

Преподаватель класса баяна

Каслинской Детской Школы Искусств,

заслуженный работник культуры РФ.

 

Фронтовая гармонь

 

Время неумолимо отдаляет всё дальше нас от тех страшных событий военного лихолетья. Эхо войны обладает своей притягательной силой, не меньшей подчас, чем самая жгучая современность и мы не вправе забыть Великий подвиг наших отцов и дедов.

В истории войны ещё есть что открывать, узнавать, уточнять, сберегать и защищать. Многое безвозвратно утеряно – рукописи, портреты, письма, вещи, могилы. Самая же тяжёлая и невосполнимая утрата – это воины-фронтовики, которых остаётся всё меньше и меньше. Сохранить и увековечить в памяти людской не только объёмное и важное, но даже малые эпизоды фронтовых будней, пронизанных духом военного времени – вот задача живущих ныне. И сейчас мы обязаны поспешить, дабы не остаться ещё большими должниками перед своими потомками, и чтобы не было повода писать такие строки, леденящие душу:

Затеряны ваши могилы

На старом забытом погосте

И к вам, нашим прадедам милым

Никто не придёт уже в гости.

О, как же мы все виноваты,

Что раньше сберечь не смогли

Клочочка просторной, богатой,

Родимой Российской земли!

Его вы себе заслужили

По праву борьбы и труда.

О вас люди песни сложили,

А вот от могил – ни следа.

И тёмных надгробий обломки

Давно позасыпал песок…

Простят ли такое потомки

Иль бросят нам горький упрёк?

М.М. Богданова

Своим интересом к малоизвестным участникам войны я иногда делюсь с разными людьми. Внимательно выслушиваю добрые советы, и с горечью и недоумением, – недоброжелательные рассуждения довольно неглупых людей, нажимающих в разговоре на известные ошибки и слабости руководителей страны. Они зачем-то компрометируют облик героев войны досужими догадками, предположениями и т.д. И как же приятно и комфортно становится на душе, когда встречаются неравнодушные, ищущие, щедрые душою люди.

Тема «Война и люди» – это святая святых. Это легко в тепле и уюте порассуждать о войне. Но стоит вдуматься и представить себе зимние морозные окопы, свист пуль, шипение и грохот рвущихся снарядов. Кругом смерть, а надо, преодолевая страх, подняться и идти вперёд и только вперёд. Как же не восхищаться героизмом людей сильных духом своим, которые не только устояли, но и победили.

Я с раннего детства помню своих односельчан, пришедших с войны. Кто без руки, кто без ноги, а кто-то незрячий. Дядя Саша Малин потерял зрение в танке где-то под Пензой. После госпиталя привёз с собой баян. Помню, как на празднике собирались фронтовики, у многих на груди светились ордена и медали, пели песни и плясали, кто как мог. Радовались и не верили в то, что они остались живы. Охмелевшие, со слезами на глазах, вспоминали не вернувшихся с поля брани своих родных и знакомых. Добавляли по рюмашке и опять пели под баян. Мы, пацаны, как завороженные, не шелохнувшись, буквально ловили и впитывали каждое слово, каждый звук песен и их рассказов.

Другой фронтовик – Афанасий Попов, до войны был заядлым охотником. Разговаривал он неторопливо, приглушённым голосом. Командир батальона поручил ему роль снайпера, с чем он хорошо справлялся. Был дважды серьёзно ранен, но остался жив. Так вот, он тоже любил попеть, но не обязательно в гулянке. Бывало, возьмёт гармонь и, как бы, сам себе вполголоса начинает напевать. Слушателей набиралось всё больше. Пел он очень красивым, задушевным голосом, чисто интонируя и выразительно выговаривая слова. Хоть я и пацан малый был, но хорошо помню, как благодарны были молчаливые слушатели. В тишине иногда были слышны глубокие вздохи, а кто-то и слезу непрошенную смахивал. То были минуты истинного наслаждения и отдыха, в перерывах тяжёлых колхозных будней.

Играя в детские войнушки, никто из нас не хотел быть в роли «фрица». Мы все хотели подражать и быть похожими на наших героев односельчан. Теперь уже, спустя десятилетия, всё глубже и реальней понимаешь, как же не хватало и не хватает, ныне живущему поколению, наших дедов и отцов, ушедших преждевременно в мир иной.

Иногда, поругивая нерадивые действия наших современных правителей, я отдаю должное нашему Президенту и Правительству, за те меры поддержки и внимания к нашим оставшимся участникам ВОВ. Их осталось так мало, а заслуживают они гораздо больше, чем имеют.

В Каслинском историко-художественном музее хранятся письма военных лет наших земляков.

Пожелтевшие странички от времени, порою не разборчив и тороплив почерк, в местах сгиба солдатского треугольника потёртые буквы и слова, но в содержании и мыслях написанного, ощущается некая тревожность и неизвестность грядущего. Здесь я приведу стихи моего любимого поэта А.Д. Дементьева (отрывок):

Когда надежда вдруг провиснет

И вера падает во мне

Я вновь читаю ваши письма

Чтоб выжить в горестной стране.

За каждой строчкой чья-то доля

Мечта, обида или грусть

О, сколько в мире бед и боли

И как тяжёл их горький груз.

И перехватывает горло

От этих трепетных страниц

Не знаю, кто ещё так гордо

Мог выжить и не падать ниц.

К сожалению, в письмах не удалось найти достаточно материала, касающегося темы «Быт на фронте». Это песни, пляски, разные байки и т.д. Зато мне удалось встретиться и побеседовать непосредственно с участниками фронтовой жизни. Из их рассказов было совершенно очевидно, что гармони, баяны, балалайки и другие инструменты чрезвычайно были популярными на фронте. Под них пели, плясали, их просто слушали. Всё это способствовало подъёму настроения, приливу сил и бодрости. Они звучали в любую свободную минуту, и даже во время боёв.

Самым распространённым инструментом на фронте была гармонь. Малогабаритная, не сложная в начальном освоении игры, она оказалась любимой и не прихотливой игрушкой в руках солдат. С самого начала войны потребность в гармошках сильно возросла. В директиве № 220 Главного Политуправления Красной Армии от 5 сентября 1941 г. говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска – друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава». (Г. Пожидаев. Музыка на фронтах в ВОВ. М., 1970. с. 129) также предписывалось - «…в каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь». На тот момент в Красной Армии имелось 72 тысячи гармоник. (Там же, с. 129-130). По свидетельству очевидцев этого явно не хватало, и командование просило увеличить их поставку на фронт.

Звучание русских народных инструментов оказывало воздействие эмоционального характера, и было желанным для всех - от рядового до маршала. Так, в своих воспоминаниях маршал Г. К. Жуков пишет: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М. Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и воду. Я поблагодарил И.М. Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати говоря, всегда завидовал!» (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М. Издательство АПН. 1971, с. 473).

В своей книге «Москва – Сталинград – Берлин – Прага. Записки командира» (М. «Наука» 1987. с. 343) командарм 4-й Гвардейской танковой Армии дважды Герой Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко описывает боевую операцию по взятию Берлина и отмечает особо отличившихся воинов, среди которых был и наш земляк - гвардии старшина В. И. Конюхов. За бесстрашие и отвагу, за умелые действия в этом бою Виктор Иванович был награждён орденом боевого Красного Знамени.

В журнале «Каслинский Альманах» № 1 за 2005 г. о нём опубликована содержательная статья М.А. Головкиной «Доброволец Уральского танкового».

Сейчас Виктор Иванович проживает в пос. Вишневогорск Челябинской обл. Предварительно созвонившись, я по телефону тут же получил приглашение посетить его. Ему уже 85 лет, а выглядит он довольно бодро, и в памяти его сохранилось много интересного о тех далёких годах. Первым делом он мне показал аккордеон и баян, которые хранятся у него дома. Я осмотрел их и пробежался по клавишам. Аккордеон от старости своей сохранился меньше, а баян ещё в состоянии выдавать песни, пляски и кадрили. Виктор Иванович, услышав знакомые переборы русские, заметно повеселел и стал рассказывать, как на фронте был музыкантом, разумеется, в свободное время от службы. Где бы он ни появлялся, его везде просили бойцы поиграть на гармошке или аккордеоне. На фотографиях того времени он с аккордеоном выглядит красивым молодым парнем в военной форме. Вот он аккомпанирует командиру роты, который солирует песню А.Г. Новикова «Вася-Василёк». А вот он в составе инструментального квинтета. На другой фотографии под аккордеон Виктора Ивановича бойцы лихо отплясывают в свободный час армейского досуга.

Ещё Виктор Иванович запомнил на всю свою жизнь, как ему довелось побывать на концерте Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии, под руководством генерал-майора А.В. Александрова. Это было в немецком городе Веймаре.

В первом ряду оркестра сидело аж 10 баянистов. Хоровая группа и солисты исполняли разные песни, от военно-патриотических до шуточных. Танцевальная группа также показывала свои замечательные номера. Зрелище было потрясающим! Громкий дружный смех публики сменялся звенящей тишиной. Глубокий эмоциональный накал буквально повергал в оцепенение весь зал, а затем – бурные аплодисменты и овации. После концерта присутствовавшие немцы (жители города) откровенно признавались, что никак не могли поверить в такое русское чудо. Ведь по их представлениям, русские – это грубые и безжалостные варвары, не способные творить и понять настоящее искусство.

Другой участник войны – Сунцов Алексей Иванович, проживает в г. Касли по улице Металлистов. Он во время войны служил на Дальнем Востоке. Помнит, как во время учебных курсов их учили маршировать. Всё хорошо было, когда запевала пел, а бойцы подхватывали и под песню отмеряли стройным шагом круги по плацу. Но бывало, когда запевалы не было, или он почему-то не пел (может с голосом что). Тогда следовала команда –«бегом марш»! И бежали, пока кто-то не начинал петь, а все подхватывали и тогда переходили на шаг. Песня выручала всех. Мало того, становилось понятно, что под песню-то гораздо легче шагать и преодолевать расстояния. Вот так вошла музыка в жизнь Алексея Ивановича. А после войны сбылась его давняя мечта. Он купил себе гармонь, научился самостоятельно играть, веселился сам, веселил и свою компанию. Ведь все были так молоды в ту пору.

Старшее поколение хорошо помнит, как много появилось замечательных песен во время войны и впервые послевоенные годы. Немало песен военной поры, получивших любовь и всеобщую признательность всего советского народа, посвящены непосредственно фронтовой жизни. И не редко в их смысловой нагрузке важную функцию несут гармонь или баян. Эти инструменты в таких песнях как: «В землянке», «На солнечной поляночке», «Играй, мой баян» и других, оживают и становятся задушевными собеседниками, которым доверяется самое сокровенное бойца.

А вот как в песне «В лесу прифронтовом» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера) передаётся сопереживание баяна (жалуясь басами), и слушающих его бойцов:

С берёз – неслышен, невесом –

Слетает жёлтый лист.

С таринный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист

Вздыхают, жалуясь басы

И словно взабытьи

Сидят и слушают бойцы

Товарищи мои

Так наша русская гармошка служила верой и правдой Великой Победе всего советского народа.

Отгрохотала война. Промчалась огненным смерчем по земле наших отцов и дедов, унося с собой десятки миллионов жизней защитников отечества и тружеников тыла. Слишком тяжела была утрата и не скоро забывалась ненависть и злоба к врагу. В письме Лежнева Н.П. родителям от 13 апреля 1945 г., которое хранится в Каслинском историко-художественном музее, читаем: «Скоро четыре года войны, но наши сердца ещё больше испытывают ненависть к врагу, и эту ненависть мы несём в себе и России через всю Германию, и эта ненависть останется у нас и после войны на долгие годы, десятилетия».

В послевоенные годы жизнь нашего Отечества постепенно переходила к мирному созидательному труду. Суровая закалка военных лет помогала переносить все тяготы и лишения на пути к ликвидации разрухи и голода. Бывшие фронтовики возвращались к своим родным местам. Многие привозили с собой гармони, баяны, аккордеоны и, конечно, свой репертуар фронтовых песен.

По воспоминаниям наших каслинских старожилов у нас в городе тоже были гармонисты, и некоторые подрабатывали себе на хлеб своей игрой в людных местах. Как правило, это было по выходным или праздничным дням. Вот что мне рассказали по этому поводу. В ту пору у центрального рынка находилась пивная. Возле неё довольно часто можно было видеть инвалида (без ноги) с гармошкой. Вилка, воткнутая в протез, торчала на виду (это чтоб всегда была под рукой при надобности), рядом кое-какая еда, ну и шапка для денежки. Однажды мимо проходил мужчина с мальчуганом. Гармонист, видно, так наяривал хлёстко и задорно, что пацан глаза прямо-таки вывернул, и не мог их оторвать от этого дива - дивного. Музыкант вдруг резко остановил свои меха, внимательно посмотрел на любопытного, и, обращаясь к мужчине, произнёс как-то уверенно, бескомпромиссно и веско: «Твой сын будет баянистом». Эти слова оказались пророческими, ибо этого мальчугана звали Володей Блиновым. Теперь Владимир Васильевич Блинов работает преподавателем в Каслинской ДШИ, успешно сочиняет музыку, пользуется авторитетом у жителей своего родного города. К сожалению, мне не удалось установить личность того гармониста. Однако можно только предположить, что этот инвалид прошёл суровую жизненную школу и обладал цепким и пытливым складом ума.

Надо отметить, что в Каслях гармошки и баяны имеют свою историю, порой даже и любопытную. Совсем недавно мне довелось познакомиться с Михаилом Романовичем Скулкиным. Уроженец г. Касли, здесь же в 1946 г. окончил школу, поступил в Свердловский институт и с тех пор живёт в Екатеринбурге. Доктор экономических наук, автор ряда крупных монографий, в своих кругах известный авторитетный учёный. Так вот, у него дома хранятся три уникальных инструмента. Уникальность их в том, что они изготовлены в домашних условиях его отцом Романом Григорьевичем Скулкиным. Один –это баян меньших размеров, стало быть, для сына. Второй – баян побольше, на нём хозяин проиграл нам фронтовую мелодию «Полевая почта», кстати, мне не известную. А третий инструмент  –это какой-то гибрид.

По форме - это баян, чуть меньших размеров нашего серийного, у которого левая клавиатура как у баяна, а правая – похожа на старинную клавишную однорядку. Звучание этого инструмента услышать не удалось, т.к. необходим квалифицированный ремонт. Мимоходом замечу, что изготовить полноценный инструмент в домашних условиях – это невероятно сложно, и только незаурядный талант и золотые руки могли это сделать. В этом и заключается уникальность работы каслинского мастера.

Надо полагать, что род Скулкиных отличался музыкальными способностями. По признанию Михаила Романовича, он в юности, подряд 10 летних сезонов, был баянистом в Каслинском Машзаводском пионерском лагере. А его двоюродный брат А.А. Кузнецов во время войны служил штатным музыкантом и погиб на фронте. Обстоятельства гибели и место захоронения музыканта-фронтовика, к сожалению, не известны.

Любовь к народным инструментам в послевоенные годы приобрела невиданный размах и новый подъём творческих устремлений. Во время праздников и народных гуляний на всех главных площадях нашей необъятной страны звучали песни под баян и гармошку. А в домах до позднего вечера часто можно было слышать, доносившиеся отовсюду, звуки песен и частушек. Так, фронтовая гармонь прочно вошла в повседневную жизнь наших людей.

В период послевоенного времени по всей стране образовалась многочисленная сеть учебно-музыкальных заведений. Это детская музыкальная школа, музыкальные училища и музыкальные ВУЗы. В 1958 г. открылась музыкальная школа и в нашем городе. На торжественном вечере, по случаю 50-летнего юбилея школы, отмечались высокие результаты наших воспитанников. Есть среди них даже лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. Подчеркивалась исключительно важная роль нашей школы в деле эстетического воспитания юных горожан. В 2009 г. школа прошла государственную аккредитацию и заслуженно получила статус школы высшей категории.

Массовое распространение народных инструментов послужило серьёзной, можно сказать, базовой предпосылкой профессионального совершенствования исполнительского мастерства. И не случайно современная исполнительская школа игры на баяне считается самой авторитетной и высокопрофессиональной во всём мире. Достаточно сказать, что, начиная с 1957 г., наши баянисты всегда завоёвывают призовые места на самых престижных конкурсах мира. А гармонисты удивляют даже бывалых профессионалов своим исполнительским уровнем игры. Особенно заметно возрос уровень исполнительского мастерства на гармони среди любителей-гармонистов, с тех пор как появилась на ЦТ передача «Играй, гармонь», организованная талантливым сибирским музы-кантом Геннадием Заволокиным. Во всех этих достижениях, безусловно, есть и заслуга фронтовой гармони. Козьма Прутков, известный своими меткими афоризмами, непременно бы здесь сказал: «Зри в корень!».

Поклонимся же солдатской любимице – гармони русской. Низкий поклон и вечная слава всем музыкантам, павшим в боях, во имя Великой Победы.

Фото № 9,10,11. В центре фотографий с аккордеоном В.И. Конюхов.

 

Фото № 12.

 

Фото № 13. М.Р. Скулкин и Н.П. Татарников.