ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Творения каслинских мастеров

 

А.В. Часовников, г. Москва.

 

Лезгинский танец.

«Джигитовка лезгин» Е.А. Лансере

 

Джигитовка (от тюркского «джигит» - искусный и отважный всадник) - скачка на лошади, во время которой всадник на полном ходу соскакивает с лошади и вскакивает на нее, поднимает предметы с земли, висит на боку или под брюхом лошади, исполняет акробатические номера, стреляет в цель. Джигитовка распространена у народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, у донских казаков.

Скульптура всемирно известного русского скульптора-анималиста Евгения Лансере - одна из более любимых и часто отливаемых в чугуне. Она по праву является одной из культовых скульптурных групп, изготавливаемых Каслинским заводом с последней четверти XIX в. и по настоящее время.

Лансере Евгений Александрович (1848-1886). Скульптор. Родился в Моршанске Тамбовской губернии. В возрасте 13 лет был отдан учиться во 2-ю классическую гимназию в Санкт-Петербурге. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского Университета (1870) с ученой степенью кандидата юридических наук. Около 4-х лет служил в Министерстве финансов. Ушел в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.

Будучи студентом Университета, за работы «Тройка с двумя седоками, собакою и ямщиком» и «Руслан и Людмила», получил звание Классного художника II степени (1869). Е.А. Лансере участвовал в ежегодных выставках Академии художеств и во Всемирных выставках. Он классный художник I степени, почетный вольный общник ИАХ. Много путешествовал по России, Башкирии, Киргизии, Украине, Кавказу. Посетил Францию, где изучал бронзолитейное дело в Париже. Живо интересовался этнографией, сделал множество бытовых зарисовок. Получил широкую известность своими работами в жанре малой скульптурной пластики на исторические, этнографические, фольклорные и бытовые сюжеты, а также в области прикладного искусства. Член ОВХП.

Непревзойденный жанрист Е.А. Лансере - автор более 400 произведений, отливавшихся известными бронзолитейными фирмами И.С. Саликова, А.Н. Соколова и Ф.Ю. Шопена, а также уральскими чугунолитейными заводами. Его работы пользовались заслуженной любовью у каслинских мастеров. Скульптурные группы «Джигитовка лезгин», «Охотники с борзыми собаками», «Тройка летом» и «Отъезд казака» являются высокими образцами русской реалистической скульптуры и выпускаются Каслинским заводом по сей день.

Этнографическая скульптура, изображающая двух горцев во время джигитовки, которые во все времена отличались ее высоким искусством, является т. н. кабинетной скульптурой.

В XIX в. подобные скульптуры, при их красоте и благородности, были намного дешевле кабинетных скульптур из патинированной бронзы, как впрочем, и сейчас, и быстро завоевали любовь общества. Каслинская «Джигитовка лезгин» Лансере смотрелась в интерьерах мужского кабинета или библиотеки не менее эффектно, чем бронзовые работы этого же скульптора в исполнении ведущих санкт-петербургских бронзолитейных фабрик.

Престиж каслинской скульптуры в России вот уже более полтора века остается на высочайшем уровне, что, как показывает история, позволяло преподносить каслинские изделия из чугуна в качестве подарков не только видным представителям общества, но и даже членам семьи последнего русского императора. Об этом красноречиво свидетельствует столичная дореволюционная пресса. Так, в дни работы 1-й Международной художественно-промышленной выставки изделий из металла и камня в Санкт-Петербурге в 1903-1904 гг. в газетах можно было прочесть множество откликов по поводу выставки. Среди них история сохранила такой: «...Министр земледелия и государственных имуществ Ермолов у витрины Златоустовских и Каслинских заводов имел счастье поднести великой княгине Елисавете Маврикеевне чугунную статую Жанны д' Арк, а принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской - группу «Джигитовка».

Правом отливки композиции «Джигитовка лезгин» Каслинский завод владел монопольно. Оно было выкуплено владельцами завода непосредственно у самого скульптора, что полностью соответствовало общеевропейским нормам того времени, определяющим основной принцип тиражирования авторских скульптур, но в России было редкостью.

Отличием этой скульптурной группы от прочих не менее известных изделий Каслинского завода является также то, что она не имеет аналогов в бронзе и отливается на протяжении более 130 лет исключительно в чугуне.