ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Ю.А. Головкин.

Протоиерей, настоятель Каслинского прихода

храма Вознесения Господня.

М.А. Головкина.

Каслинская Центральная детская библиотека,

Воскресная школа храма Вознесения Господня г. Касли

 

Архимандрит Серафим

(К 100 -летию со дня рождения Н.А.Урбановского)

 

Многие каслинцы из года в год приходят на могилу отца Серафима, чтобы поклониться доброму батюшке, чтобы попросить его святого заступничества перед Богом. Настоятелем храма Вознесения Господня в г. Касли отец Серафим прослужил без малого 23 г. Родился Николай Александрович 29 марта (по старому стилю 15 марта) 1908 г. В «Воспоминаниях» он рассказывает о своей семье: «Мои родители по национальности русские. Отец Александр Алексеевич и мать Варвара Николаевна Урбановские, происходили из чиновничьей среды. С начала Германской войны 1914 г. отец в чине офицера ушёл на защиту Родины, где в сражениях и погиб. Мать всегда занималась по хозяйству...». Впоследствии матушка о. Серафима жила с его сестрой, которая была инженером и работала на одном из Ленинградских заводов.

Среднее образование Н.А. Урбановский получил в г. Сычёвка Смоленской губернии с 1915 по 1925 гг. Поскольку семья была религиозной, то уже с 8 - летнего возраста Николай прислуживал в алтаре при местном Вознесенском соборе. По благословению священников на службе всегда надевал детский стихарь, что было для мальчика настоящей наградой. После окончания школы служил ризничим при соборе.

В 1927 г. юноша уехал в Москву, где нашел приют в Никольском единоверческом мужском монастыре. Затем, вскорости, становится насельником Сретенского монастыря. Будучи еще совсем молодым человеком, Николай Урбановский выбирает трудный путь служения Богу и людям. В 1928 г. он принял монашеский постриг с именем Серафим, в честь преподобного Саровского чудотворца Серафима.

Отец Серафим начал свое монашеское служение клириком при Никольском монастыре, в 1929 г. был рукоположен в сан иеродиакона и продолжил своё служение в Сретенском мужском монастыре. Невероятно трудно было в те годы оставаться верным один раз выбранному духовному жизненному пути. Православное священство испытывало давление как со стороны т. н. «обновленцев», так и со стороны молодой советской власти.

Из «Воспоминаний» архимандрита Серафима: «В 1930 г. я был призван в тыловое ополчение, которое ранее нам заменялось (как лишенным права голоса гражданам) военным налогом. Призыв в тыловое ополчение разлучил меня со своею обителью... Из служителей церковного культа нас было немного. Среди них были и донские казаки. В числе их помню диакона Николая Пастухова. Были также псаломщики, регенты - все они обладали прекрасными голосами донских певцов». На работах военного ведомства в Великолукской обл. отец Серафим прослужил с 1930 по 1933 гг.

После отбывания воинской повинности в 1933-1934 гг. отец Серафим назначается настоятелем Преображенского прихода в с. Шумаши Рязанской области. Однако недолго пришлось послужить молодому настоятелю. В 1934 г., в период активных репрессий против Русской православной церкви, отец Серафим, как и многие священнослужители, был выслан на поселение в Коми АССР.

Но перед этим была знаменитая Бутырская тюрьма. Из «Воспоминаний» отца Серафима: «Бутырская тюрьма в Москве. Камера приспособлена на 25 человек. Все 25 коек одной своей стороной наглухо привинчены к стене; вторая сторона коек к ночи вместе с матрасами отбрасывалась и твердо становилась на ножку. Но нас здесь находилось не 25, а 87. А потому все подвесные кровати были откинуты, и на всех лежали не матрасы, а голые неотесанные доски. В двух огромных окнах форточки не закрывались. Конечно, наша камера ничем не отличалась от других камер тюрьмы.

Тюрьма всегда была до отказа переполнена. Кого там можно было только ни встретить! Каких наций, званий и профессий здесь ни перебывало!». Молодому монаху пришлось встретиться и с бывшим царским генералом Л.Н. Быковым. Он, коротая тюремное время, обучал сокамерников иностранным языкам, которые знал в совершенстве. Незабываемой была встреча с иерархом Русской православной церкви высокопреосвященнейшим митрополитом Кириллом Казанским. Владыка рассказывал о поездке в Ясную Поляну для увещевания графа Л.Н. Толстого, а также о том, что он лично вёл дело о гнусном поведении Григория Распутина и лично докладывал самому Российскому Императору Николаю II.

Вот как описывает архимандрит Серафим митрополита Кирилла: «По всему было видно, что это не священник, а архиерей. Он был высокого роста, полный, в богатой рясе. На голове у него была архиерейского покроя скуфья в виде круглой камилавочки. Большая красивая седая борода, такие же волосы; черные густые брови и прекрасные голубые ангельские глаза... Он осмотрелся, трижды перекрестился и сказал тем, которые встали при его приходе: «Мир вам, дорогие братья!».

Много интересных и выдающихся людей встретил отец Серафим, следуя в этапе.

Кроме того, с большой теплотой вспоминает он о местных жителях, простых тружениках. «Наш этап пешком проследовал из лагерей г. Котласа до Воркуты в Заполярье. Шли лесами, пробирались по занесенным снегом дорогам. Проходили села и деревни зырян, которые теперь называются жителями Коми АССР. Расквартированные в их избах, мы там ночевали и отдыхали. Простые северные люди, жители природы, они были честных правил... До некоторых пор они не имели понятия, что такое замок. Как амбары, так и дома закрывались палкой, чтобы туда не могли проникнуть собаки, которых у жителей Коми было в изобилии».

За время лагерей отцу Серафиму пришлось потрудиться на разных видах работ: матросом на пароходах и баржах, ночным сторожем при складах, водовозом и рабочим в столовой. После окончания срока поселения работал старшим почтовым агентом при отделении связи станции Кожва. Оттуда в 1942 г. Н.А. Урбановский был призван в ряды действующей Красной армии. В г. Молотовске Архангельской обл. прошел школу младших командиров с присвоением звания старшего сержанта. Несколько позднее окончил медицинские курсы санитаров.

В 1942 г. участвовал в боях под Ленинградом, где 31 декабря получил тяжелое ранение в голову, закончившееся потерей правого глаза. После этого последовал госпиталь в г. Улан-Удэ Бурят-Монгольской АССР. В составе батальона выздоравливающих гонял из Монголии лошадей для нужд армии.

Как только отец Серафим оправился от ранений, он опять приступил к своим пастырским обязанностям при Никольском храме г. Горловки Донецкой области. В эти же годы он назначается благочинным Донского округа Ростовской области.

Годы войны и послевоенные годы были тяжелейшими для нашего народа. Духовная помощь в это время была людям крайне необходима. И отец Серафим ревностно исполнял свой пастырский долг. Люди, ставшие в эти годы его духовными чадами, поддерживали связь со своим духовным отцом вплоть до его кончины.

На юге нашей Родины Н.А. Урбановский прослужил до 1961 г. Жизнь священника была богата интересными встречами. Так, например, служа в станице Вёшенской, отец Серафим был дружен с писателем Михаилом Шолоховым. Поскольку отец Серафим избрал монашеский путь служения Богу, то семьёй за все годы своей жизни он не обзавелся. Но многим мальчишкам он дал путёвку в жизнь. Брал их на воспитание из многодетных семей, давал им благочестивое воспитание, помогал учиться и правильно выбрать специальность. Некоторые из ребят выбрали священнический путь; среди них епископ, благочинные, священники. Другие приобрели светские специальности. Среди них есть директор учреждения, рабочие. Отец Серафим был духовным наставником и сегодняшнего настоятеля Каслинского храма отца Георгия.

На Каслинском приходе игумен Серафим оказался по благословению епископа Свердловского и Курганского Климента. В 1973 г. отец Серафим стал настоятелем Вознесенской церкви г. Касли, с 1983 г. - благочинный приходов Челябинской епархии. До 1993 г. архимандрит Серафим был духовником для священнослужителей Челябинской епархии.

При непосредственном участии архимандрита Серафима после возвращения Каслинского храма верующим (в 1943 г.) была реставрирована настенная роспись храма, проведены громоотводы на его крышу, обновлено внутреннее убранство, создан хор. В Каслинский храм к отцу Серафиму ехали верующие со всей округи: из Нязепетровска и Верхнего Уфалея, Вишневогорска и Кыштыма, из близлежащих «закрытых» городов. На всех страждущих хватало сил у отца Серафима.

Трудно перечесть всё, чем занимался настоятель храма. Архимандрит Серафим находил возможность участвовать и в общественной жизни страны, он долгие годы добровольно отчислял взносы в Фонд Мира.

Это был заслуженный, достойный человек. Недаром, когда архимандрит Серафим скончался, то по прошению Епархии и при согласии светских властей, было принято решение захоронить прах любимого батюшки за алтарём храма Вознесения Господня на территории Каслинского храма. До сих пор к его могиле люди приносят цветы и свои молитвы, прося заступничества отца Серафима перед Божьим престолом.

 

Источники информации:

1. Анкета на служителя культа Урбановского Н. А.. // Архив Каслинской районной администрации, копия от 11.11.2003. 2. Покровский благовест. 2005, № 3, стр. 13. 3. Покровский благовест. 2005, № 4, стр. 11. 4. Покровский благовест. 2005, № 5, стр. 10. 5. Урбановский Н.А. Воспоминания (Рукопись). Касли, 1990 г. (Семейный архив Головкиных).

Архимандрит Серафим Урбановский, г. Касли, 1970 г.
(Из семейного архива Головкиных)

 

Справа налево, сидят: 1. Благочинный Челябинской епархии, настоятель Вознесенской церкви г. Касли – архимандрит Серафим. 2. Личный секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского Высокопреосвященнейшего Владимира – архимандрит Сергий, теперь архиепископ Самарский.
Стоят: 3. Иерей о. Владимир Маничев - второй священник при Вознесенской церкви в г. Касли. 4. Настоятель Рождественной церкви в г. Кыштыме – иерей о. Сергий Бочкарев.
5. Настоятель Варлаамовской церкви в г. Пскове – игумен Сергий. 19.02.86 г.
(Из семейного архива Головкиных)

 

М.А. Головкина у могилы Архимандрита Серафима Урбановского.
(Из архива Каслинского Общества краеведов). 2009 г.