ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

В.М. Андриянова.

Директор Каслинского историко-художественного музея.

 

На перекрестке судеб

(М.Е Репин и П.С. Аникин)

 

Михаилу Евдокимовичу Репину исполнилось бы нынче 100 лет. Судьбой ему было отпущено только 35…

Но в такой небольшой срок уместилось так много, что он пережил свое столетие.

Эти короткие годы вобрали в себя встречи и знакомства, случайные разговоры и долгие беседы, приятельские и дружеские отношения.

Повезло десяткам людей, кто соприкоснулся с ним.

Но среди многих хочу особенно выделить одного человека – Павла Степановича Аникина, каслинского скульптора, и сказать, что им повезло взаимно. Каждый из них помог друг другу ярче и глубже раскрыть свое дарование.

Местом встречи двух творческих личностей стал небольшой заводской поселок, с именем которого связана мировая слава каслинских мастеров.

Примечательно уже то, что эти два человека почти одновременно появились в Каслях в начале 20-х гг. ХХ столетия.

Они познакомились в те бурные времена, когда перемены сближали людей, когда будущее манило сквозь дымку иллюзий. Это были годы возрождения художественного промысла, и каждый из них внес свою лепту в это благородное дело.

И несмотря на разницу в возрасте – почти 10 лет – у них – М.Е.Репина и П.С.Аникина - завязалась дружба.

В основе каждого лежал дар, которым наградила их природа.

Один из них – Паша – в прошлом сирота, беспризорник, воспитанник детского дома. Он с лихвой прошел все то, что принято называть «школой жизни». Но чтобы стать выпускником этой школы, мало ее окончить. Надо, чтобы тебе был дан тонкий слух, ясный взгляд, безошибочное чутье истинного, смелость начинать все новую и новую работу.

Другой – Михаил, вырос в дружной, трудолюбивой семье, получил образование. И будучи заведующим бюро юных пионеров, принимал участие в судьбе малолетних беспризорных, таких, как Павел, несколько лет работал в Каслинском детском доме заместителем директора по воспитательной работе.

Их сближению способствовал скульптор Горский Николай Николаевич, приехавший работать на Каслинский завод в конце 1935 г. и организовавший школу мастеров художественного литья.

С этого времени творческая деятельность М.Е. Репина была направлена на прославление истории художественного литья.

М.Е. Репин регулярно публикует в газете «Каслинский рабочий» сообщения о новых достижениях каслинских умельцев. Из газетных страниц мы узнаем о возрождении искусства каслинских мастеров, о замыслах и достижениях скульптора Н.Н. Горского, о его мастерской, которая дала путевку в жизнь молодым ребятам.

М.Е.Репин одним из первых открывает для нас имя Павла Аникина, самого одаренного ученика Н.Н.Горского, его любимого ученика, которому в будущем суждено стать главным скульптором завода, и за свою непродолжительную жизнь – 39 лет, создать десятки оригинальных скульптурных групп, статуэток, бюстов. Внедрить новую технологию производства художественного литья – отливку художественных изделий по выплавляемым моделям.

Вот каким предстал перед нами молодой человек – Паша Аникин, таким увидел его М.Е. Репин. Рассказывая в майском номере газеты «Челябинский рабочий» о возрождении каслинского художественного литья, М.Е.Репин обращает внимание читателей на ученика мастерской художественного литья Пашу Аникина: «А вот и сам Паша. Взобравшись на высокий столик, он накладывает тонкий пласт глины на самую верхушку бюста…

На полу кирсени с глиной, на окнах коробки с пластилином – мягкой массой, незаменимой для лепки.

Пашу Аникина привлекают больше всего монументальные вещи. Он разработал проект памятника борцам революции.

В памятнике три главных фигуры. Один рабочий, смертельно раненый, упал. Второй высоко держит знамя. Третья фигура – тип крестьянина –партизана.

Обдумывая образы героев памятника, много раз Паша вспоминал отца. Вспоминал о своем беспризорном детстве. Внешне спокойный, он весь внутренне горит желанием создать такой памятник».

И далее здесь же М.Е.Репин пишет, что «многочисленна, талантлива группа художников и скульпторов. Еще недавно несмелый любитель, подросток Паша Аникин вырос в школе мастеров художественного литья, показал свою зрелость на работах для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и теперь заслуженно стал заводским скульптором».

Из газетной публикации того же 1938 г. от самого Павла Аникина мы узнаем о его поисках и осознании своего пути к искусству: «Я кончаю ФЗУ, учусь на чеканщика. Но все это мне не нравилось, все это было не то…

В 1936 г. в Касли приезжает скульптор Н.Н. Горский. Меня направляют к нему в ученики, и в скульптурной работе я нашел свое призвание.

Всей душой стремлюсь я овладеть скульптурным искусством.

Работа идет, вижу, неплохо. Изучаю скульптурные произведения классической древности и наших мастеров.

На сердце легко и хорошо.

Мне хочется создать такой скульптурный памятник, который отразил бы все величие и силу нашего государства».

Мне всегда была интересна личность Павла Степановича Аникина, его взгляды, убеждения.

К счастью, по роду своей профессии, пришлось общаться с его женой Татьяной Андреевной, дочерью Лилией Павловной, с его учениками, коллегами по работе, с Инной Михайловной Пешковой − писателем-исследователем творчества скульптора.

Каслинский музей обладает значительным творческим наследием П.С.Аникина. Архивный материал пополнился благодаря его родственникам. И представляете, какое опять совпадение – оба этих человека вели дневники, и их дочери – Лилия Павловна и Маргарита Михайловна - десяток лет назад – одна подлинники его дневниковых записей, другая ксерокопии дневников дарят нам, дарят музею.

И как же это помогает глубже заглянуть в душу каждого, дополнить образ и попытаться понять их.

Дневники Репина Михаила Евдокимовича и Аникина Павла Степановича – это философские обобщения и впечатления, изложенные в форме небольших рассказов.

Сегодня именно литературные зарисовки (дневники, записки) представляют для нас наибольший интерес.

В дневниках М.Е.Репин остается самим собой, он не творит миф. Его записи относятся к тяжелому в его жизни 1942 г. Война, болезнь и все последствия, вытекающие из этого. Порой в его записях сквозит отчаяние. «Все это прекрасно: лес, природа, книги – но не могу отделаться от мысли – долго ли я протяну» - пишет он 5 июля 1942 г.

И дальше: «Болезнь – поиски пропитания. Как же справиться мне? Без всяких материальных затрат?

А сейчас? И нынешняя обстановка не дает ничего хорошего. Сегодня сообщили о падении Севастополя, на Курском направлении жесточайшие бои, гитлеровцы прутся в Египет. Одним словом, известия нехорошие. И пока не предвещают конец войны. Следовательно, на каравай рта не разевай, а готовься поясок подтягивать».

Писатель дает точные, иногда жестокие, даже резкие оценки происходящим событиям, людям, встречам, как, например: «Бумажка имеет у нас огромное значение. После того, как я получил письмо из Союза писателей и показал его коекому, и Широкова стала любезна, и Ремезов «смелее помогает», и Марден раскланивается весьма приветливее. Люди - всегда люди».

Или вот еще запись от 23 июля 1942 г. «Тесто – великая сила. Несколько месяцев только торгует Катя Чуфарова во врачебном участке и заметно богатеет. Имея в ручках хлеб, можно делать, что хочешь».

13 июня 1942 г. М.Е. Репин пишет: «На обратном пути встретил Пашу Аникина. Разговорились. Оказывается, он зимой ездил в деревню, рисовал портреты красками, «увеличивал» с фотографий и заработал пудов 5 хлеба, много картошки, купил телку.

Будучи комендантом общежитий, он купил в трудбатальоне мешок сухарей (25 кг.), пуда 1,5 крупы, покупал масло и т.д. Вот тебе и нормирование – немало, видимо, всяких жуликов поживилось в этих батальонах.

Однако, Паше не завидую, жена… больна, и до сих пор не отпускают с завода». В своих дневниках М.Е.Репин также откровенно делится бытовыми радостями и неприятностями: ухудшающимся здоровьем, опять недополученными продуктами, и надо каждый раз пробивать лбом стены…

Из дневниковых записей М.Е.Репина видно, что они с П.С.Аникиным могли слушать друг друга, рассказывать о своих проблемах и сомнениях, учиться принимать жизнь – суровую, сложную… и интересную.

Из дневника М.Е. Репина:

«28 июня 1942 г.

Вечером заходил Паша Аникин. Рассказывал замысел пятиактной трагедии. Замысел, пожалуй, интересен – есть у Паши фантазия – чего стоит одна интермедия, в которой феерически изображается смена старого года новым. Но стихи… ужасно старомодны. «О, мой кумир!» «Зрю» и т.д. И слабы, конечно.

Разговаривали долго, и в конце концов он сказал мне о своем душевном замысле: написать трагедию и где-то на острове построить замок, в котором собрать произведения скульптуры и живописи. Боже! Какой он ребенок!»

«5 августа 1942 г.

Вчера заходил Паша Аникин. Долго сидел, читал свои стихи и отрывки из драмы. Есть в нем какие-то задатки, но все слабо, в сущности, еще сплошной черновик».

«2 сентября 1942 г.

Вечером вчера зашел Паша Аникин. Рассказывает, что только вернулся из Куяша, там рисовал портреты.

Сам он отчасти похварывает.

Много богемного все-таки в его характере.

Сейчас Паша вернулся к мысли о фонтане. Это у него давно, еще с 1937 г., но теперь все более и более вырисовывается. Фонтан в форме эллипса, по окружности колоннада и пять групп символизируют пять общественных укладов… В колоннаде должны быть бюсты и статуи.

… В центре фонтана земной шар. От каждой группы в шар ударяется струя воды, и шар вращается.

Паша не останавливается перед мыслью предложить поставить такой фонтан на площади перед Дворцом Советов».

Дневник М.Е. Репина обрывается летом 1943 г., и не знаю, случай это или нет, но его не стало в день рождения Павла Степановича Аникина.

Передо мной дневниковые записи Павла Степановича. Как же они разнятся с дневником Михаила Евдокимовича. Дневники охватывают период с 1945 по 1951г. В них П.С. Аникин рассказывает о судьбе своих прежних записей еще десятилетней давности: их постигла участь быть использованными супругой на бытовые нужды.

Но он не жалеет розовый бред своей юности и начинает в январе 1945 г. писать снова.

Поначалу П.С.Аникин свои впечатления от увиденного бегло и конспективно записывал на оборотную сторону рисунка. Однако вскоре сообразил, что самой любимой формой выражения мыслей и чувств, переполнявших его душу, может стать обычный дневник. Он-то и позволил упорядочить и систематизировать процесс постижения окружающего мира, а также побудил постоянный, но нереализованный ранее интерес к музыке и литературе.

Читая его дневники, диву даешься и думаешь, неужели человек, к тому же не очень здоровый, способен успевать так много сделать.

Он занимается преподавательской деятельностью в школе ФЗУ. В его мастерской постигают азы искусства пластики будущие члены Союза художников СССР А.В. Чиркин и А.С. Гилев, Е.Н. Широков, ставший народным художником СССР и России, скульптор завода А.И. Просвирнин работает над моделью мясорубки, постоянно вносит рацпредложения и создает произведения искусства.

Талант П.С. Аникина раскрылся в первое послевоенное десятилетие. В его творческом наследии - «Танковый десант», «Гимн Советскому Союзу», «Партизаны в тылу врага», «И.В. Сталин», подчасник «Муза», «Мир победит», «Заря изобилия» и, конечно же, скульптурная группа «Мастерство бессмертно».

П.С. Аникина как скульптора отличают непосредственность, подкупающая искренность, образная фантазия и большой композиционный дар.

Имя Павла Степановича – это целая эпоха в каслинском художественном литье, которое разглядел в самом начале его творчества летописец истории города Михаил Евдокимович Репин.

Писатель и скульптор поднялись к вершине своих профессий. Поэтому их детища – литературные и художественные произведения, пережили общественный строй, вырвались из плена времени и останутся навсегда - они оставили нам в наследие вечное столкновение характеров, темпераментов, страстей.

Их мастерство – бессмертно.

 

Источники информации: Муниципальное учреждение «Каслинский историко-художественный музей» (МУ «КИХМ») ф.1, д.31, оп.1; ф.5, д.164, оп.1.

    

Страница дневника М Е. Репина. 1942 г.

Страница дневника П.С. Аникина. 1945 г.

Скульптура «Гимн Советского Союза»
Автор П.С. Аникин. 1944 г.

Скульптура « Танковый десант»
Автор П.С. Аникин. 1940 г.

Композиция «Мир победит»
Автор П.С. Аникин. 1940 г.

Автор П.С. Аникин. Подчасник «Муза»
Отливка 1946 г.