ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

С.П. Судья.

Заведующая отделом истории края

Челябинского областного краеведческого музея.

 

Художественное литье из чугуна в экспозиции

Челябинского краеведческого музея.

 

В июле 2008 года Челябинский областной краеведческий музей завершил работу над созданием постоянной экспозиции. Три больших зала общей площадью около 2000 м2 посвящены природе и истории края. Одним из самых важных положений концепции новой экспозиции является показ особенности южноуральского края, проявляющейся в местоположении, природных ресурсах, истории освоения земли, развитию промышленности и торговли.

Каслинское художественное литье из чугуна давно стало визитной карточкой не только Каслей, Челябинской области, но и за рубежом России. Само собой разумеется, что это уникальное направление металлургической промышленности заняло значимое место в новой экспозиции музея.

Художественное литье из чугуна привлекалось в экспозиции двумя различными направлениями: первый подход иллюстративный, когда произведение помогает раскрыть, проиллюстрировать ту или иную экспозиционную тему. Это могут быть портреты или образы исторических персонажей, это могут быть предметы, использованные в создании интерьеров. Другое направление показа произведений делает их объектами экспозиции как промысла непосредственно, где идет речь об истории его появления и развития, творческих победах и успехах на Российских и международных выставках. Таким образом, было привлечено 72 музейных предмета в залах, посвященных истории края, и одна скульптура выставлена в зале природы.

B первом экспозиционном зале «Природа и древняя история края» в центре, под экраном, расположены 5 невысоких витрин-пирамидок, в которых разложены образцы природных материалов и готовых изделий. В первой из них выставлена железная руда и скульптура П. Клодта «Жеребенок, прыгающий через пень» (фото № 6.1). С древнейших времен на уральской земле добывали и плавили металл, а в ХІХ в. металлургическое производство оформилось в уникальный художественный промысел.

В следующем зале «Истории и народного быта» тему заселения южноуральских земель подчеркивает скульптура «Ермак» П.П. Забелло. В витрине удачно соседствуют кольчуга и мисюрка - железный шлем русского воина - с изображением русского казака, облаченного в подобные же доспехи (фото № 6.2).

Для создания интерьера к группе «Купец Демидов и приказчик», располагающегося на подиуме, были использованы круглый столик «Знаки зодиака», стул, кресло и консоль - подставка для цветов. Причем, композиция на подиуме имеет задник, изображающий пруд и ашинский завод. Кресло, выполненное по модели К.Ф. Шинкеля (1810-1830 гг.), поступило в музей из этого города и принадлежало ашинскому купцу Бронзову (фото № 6.3).

В другой части зала, на подиуме выставлен еще один образец садово-парковой мебели, выполненный по модели Шинкеля - «Диван садовый с виноградными листьями» (фото № 6.4).

Тему Отечественной войны 1812 года иллюстрирует скульптурная группа «Кутузов и Багратион» А.И. Посядо (фото № 6.5).

Еще один экспозиционный интерьер - «Купеческая гостиная» - дополнен подсвечником «Медведь на дереве» В.Я. Грачева. Предмет располагается на каминной полке рядом с зеркалом (фото № 6.6).

Третий экспозиционный зал «История –ХХ века» довольно много площади уделяет началу этого периода. Две большие витрины представляют лучшие образцы кабинетной скульптуры рубежа ХІХ-ХХ вв. ПО сути, это небольшая выставка, представляющая 55 произведений авторов того времени: Н.И. Либериха, П. Мена, М.К. Диллона, В.Ф. Торокина, П.К. Клодта, а также неизвестных авторов. Задником для этих витрин послужило неяркое изображение знаменитого чугунного Каслинского павильона, на фоне которого расположились небольшие скульптура, пресс-папье, подчасники, рамки, декоративные тарелки, пепельницы (фото № 6.7).

Революционные события на Южном Урале отражены, в основном, на картах, схемах и планшетах. Поэтому яркий образ авроровца Федора Самохвалова, участника штурма Зимнего дворца, выполненный по модели А.С. Гилева в 1964 году, оживляет и украшает эту экспозиционную зону (фото № 6.8).

Теме гражданской войны сопутствуют скульптурные группы «За власть Советов» В.Х. Симонова (1942) и «Чапаев на коне» А.Г. Овсянникова (1977) (фото № 6.9).

Стилистику довоенного культа физкультуры и спорта, наряду с подлинными фотографиями, представляет скульптура «Штангист» М.Г. Манизера, расположенная в витрине «Культура и быт конца 30-х гг. (фото № 6.10).

В последней довоенной теме «Идеология и подготовка к войне» удачно представлена скульптура «И.В.Сталин» П.С. Аникина (1947). Динамика движения, переданная в скульптуре, подчеркнутая висящим рядом револьвером, передает энергетику и агрессию, преобладающую в идеологии того времени (фото № 6.11).

Послевоенное развитие нашей области раскрывают разнообразные темы, большинство из них довольно органично сопровождены чугунной литой скульптурой. Витрина «Идеология» содержит бюст «Портрет Карла Маркса» (фото № 6.12), витрина «Строительство и транспорт» - скульптуру «Строитель» А.С. Гилева (1964) (фото № 6.13). В теме «Спорт» представлен целый комплекс предметов победительницы зимних Олимпийских игр Лидии Скобликовой - коньки, нарукавная повязка, футболка, награды, и, в том числе, скульптура «Конькобежка Лидия Скобликова» Н.В. Кузнецовой (фото № 6.14).

Рядом с ученическими тетрадями, перьевыми ручками, школьными формой и портфелем в витрине «Образование» находится скульптура «Школьница» А.С. Гилева (1966). Рассказ о развитии культуры в послевоенный период сопровождают три скульптуры: «Орленок» А. Головницкого (1970), «Сказ об Урале» B.C. Зайкова, «М.М. Плисецкая в танцах персидок» Е.А. Янсона-Манизера. (1967) (фото № 6.15). В этой части можно подробнее рассказывать об авторах и их произведениях как о явлении культуры 2-й половины ХХ в.

Значительное место в экспозиции занимает тема «Целина и сельское хозяйство на южном Урале». Скульптуры А.С. Гилева «Лесопосадчица» (1960-е) и «Хлеб» (1965) передают реалистичность и красоту женских образов, возделывающих землю.

Самая крупная, можно сказать, монументальная скульптура в экспозиции «Курчатов» А.С. Гилева (1970-е) расположена на подиуме рядом с темой «Атомная промышленность».

Таким образом, экспозиционный показ истории нашего края с момента заселения его русскими до конца ХХ в. практически по всем темам сопровожден художественной литой скульптурой из чугуна. Очень важно, что с ее помощью мы знакомимся со взглядом уральских художников на историю своего края. В залах музея для специалистов, искусствоведов, просто любителей может быть организована соответствующая экскурсия: «Художественное литье из чугуна в экспозиции Челябинского областного краеведческого музея».

Фото № 6.1.

Фото № 6.2.

Фото № 6.3.

Фото № 6.4.

Фото № 6.5.

Фото № 6.6.

Фото № 6.7.

Фото № 6.8.

Фото № 6.9.

Фото № 6.10.

Фото № 6.11.

Фото № 6.12.

Фото № 6.13.

Фото № 6.14.

Фото № 6.15.

Фото № 6.16.