С.П. Судья.
Заведующая отделом истории края
Челябинского областного
краеведческого музея.
Художественное литье из чугуна в
экспозиции
Челябинского краеведческого музея.
В июле 2008 года Челябинский областной
краеведческий музей завершил работу над созданием постоянной экспозиции.
Три больших зала общей площадью около 2000 м2 посвящены природе и
истории края. Одним из самых важных положений концепции новой экспозиции
является показ особенности южноуральского края, проявляющейся в
местоположении, природных ресурсах, истории освоения земли, развитию
промышленности и торговли.
Каслинское художественное литье из
чугуна давно стало визитной карточкой не только Каслей, Челябинской
области, но и за рубежом России. Само собой разумеется, что это
уникальное направление металлургической промышленности заняло значимое
место в новой экспозиции музея.
Художественное литье из чугуна
привлекалось в экспозиции двумя различными направлениями: первый подход
иллюстративный, когда произведение помогает раскрыть, проиллюстрировать
ту или иную экспозиционную тему. Это могут быть портреты или образы
исторических персонажей, это могут быть предметы, использованные в
создании интерьеров. Другое направление показа произведений делает их
объектами экспозиции как промысла непосредственно, где идет речь об
истории его появления и развития, творческих победах и успехах на
Российских и международных выставках. Таким образом, было привлечено 72
музейных предмета в залах, посвященных истории края, и одна скульптура
выставлена в зале природы.
B первом экспозиционном зале «Природа и
древняя история края» в центре, под экраном, расположены 5 невысоких
витрин-пирамидок, в которых разложены образцы природных материалов и
готовых изделий. В первой из них выставлена железная руда и скульптура
П. Клодта «Жеребенок, прыгающий через пень» (фото № 6.1). С древнейших
времен на уральской земле добывали и плавили металл, а в ХІХ в.
металлургическое производство оформилось в уникальный художественный
промысел.
В следующем зале «Истории и народного
быта» тему заселения южноуральских земель подчеркивает скульптура
«Ермак» П.П. Забелло. В витрине удачно соседствуют кольчуга и мисюрка -
железный шлем русского воина -
с изображением русского
казака, облаченного в подобные же доспехи (фото № 6.2).
Для создания интерьера к группе «Купец
Демидов и приказчик», располагающегося на подиуме, были использованы
круглый столик «Знаки зодиака», стул, кресло и консоль - подставка для
цветов. Причем, композиция на подиуме имеет задник, изображающий пруд и
ашинский завод. Кресло, выполненное по модели К.Ф. Шинкеля (1810-1830
гг.), поступило в музей из этого города и принадлежало ашинскому купцу
Бронзову (фото № 6.3).
В другой части зала, на подиуме
выставлен еще один образец садово-парковой мебели, выполненный по модели
Шинкеля - «Диван садовый с виноградными листьями» (фото № 6.4).
Тему Отечественной войны 1812 года
иллюстрирует скульптурная группа «Кутузов и Багратион» А.И. Посядо (фото
№ 6.5).
Еще один экспозиционный интерьер -
«Купеческая гостиная» - дополнен подсвечником «Медведь на дереве» В.Я.
Грачева. Предмет располагается на каминной полке рядом с зеркалом (фото
№ 6.6).
Третий экспозиционный зал «История –ХХ
века» довольно много площади уделяет началу этого периода. Две большие
витрины представляют лучшие образцы кабинетной скульптуры рубежа ХІХ-ХХ
вв. ПО сути, это небольшая выставка, представляющая 55 произведений
авторов того времени: Н.И. Либериха, П. Мена, М.К. Диллона, В.Ф.
Торокина, П.К. Клодта, а также неизвестных авторов. Задником для этих
витрин послужило неяркое изображение знаменитого чугунного Каслинского
павильона, на фоне которого расположились небольшие скульптура,
пресс-папье, подчасники, рамки, декоративные тарелки, пепельницы (фото №
6.7).
Революционные события на Южном Урале
отражены, в основном, на картах, схемах и планшетах. Поэтому яркий образ
авроровца Федора Самохвалова, участника штурма Зимнего дворца,
выполненный по модели А.С. Гилева в 1964 году, оживляет и украшает эту
экспозиционную зону (фото № 6.8).
Теме гражданской войны сопутствуют
скульптурные группы «За власть Советов» В.Х. Симонова (1942) и «Чапаев
на коне» А.Г. Овсянникова (1977) (фото № 6.9).
Стилистику довоенного культа физкультуры
и спорта, наряду с подлинными фотографиями, представляет скульптура
«Штангист» М.Г. Манизера, расположенная в витрине «Культура и быт конца
30-х гг. (фото № 6.10).
В последней довоенной теме «Идеология и
подготовка к войне» удачно представлена скульптура «И.В.Сталин» П.С.
Аникина (1947). Динамика движения, переданная в скульптуре, подчеркнутая
висящим рядом револьвером, передает энергетику и агрессию, преобладающую
в идеологии того времени (фото № 6.11).
Послевоенное развитие нашей области
раскрывают разнообразные темы, большинство из них довольно органично
сопровождены чугунной литой скульптурой. Витрина «Идеология» содержит
бюст «Портрет Карла Маркса» (фото № 6.12), витрина «Строительство и
транспорт» - скульптуру «Строитель» А.С. Гилева (1964) (фото № 6.13). В
теме «Спорт» представлен целый комплекс предметов победительницы зимних
Олимпийских игр Лидии Скобликовой - коньки, нарукавная повязка,
футболка, награды, и, в том числе, скульптура «Конькобежка Лидия
Скобликова» Н.В. Кузнецовой (фото № 6.14).
Рядом с ученическими тетрадями,
перьевыми ручками, школьными формой и портфелем в витрине «Образование»
находится скульптура «Школьница» А.С. Гилева (1966). Рассказ о развитии
культуры в послевоенный период сопровождают три скульптуры: «Орленок» А.
Головницкого (1970), «Сказ об Урале» B.C. Зайкова, «М.М. Плисецкая в
танцах персидок» Е.А. Янсона-Манизера. (1967) (фото № 6.15). В этой
части можно подробнее рассказывать об авторах и их произведениях как о
явлении культуры 2-й половины ХХ в.
Значительное место в экспозиции занимает
тема «Целина и сельское хозяйство на южном Урале». Скульптуры А.С.
Гилева «Лесопосадчица» (1960-е) и «Хлеб» (1965) передают реалистичность
и красоту женских образов, возделывающих землю.
Самая крупная, можно сказать,
монументальная скульптура в экспозиции «Курчатов» А.С. Гилева (1970-е)
расположена на подиуме рядом с темой «Атомная промышленность».
Таким образом, экспозиционный показ
истории нашего края с момента заселения его русскими до конца ХХ в.
практически по всем темам сопровожден художественной литой скульптурой
из чугуна. Очень важно, что с ее помощью мы знакомимся со взглядом
уральских художников на историю своего края. В залах музея для
специалистов, искусствоведов, просто любителей может быть организована
соответствующая экскурсия: «Художественное литье из чугуна в экспозиции
Челябинского областного краеведческого музея». |