ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА

«ЧЕЛЯБИНСК – КОСМОПОИСК»

 

Отчет о проведении второго комплексного экспедиционного выезда к археологическому памятнику «Каменные палатки»

 

  

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение;

2. Цели экспедиции, поставленные задачи;

3. Описание археологического памятника, основные элементы и история;

4. Исследование рисунков на каменных останцах, проведение химического анализа состава вещества напоминающего красную охру, коим нанесены рисунки. Исследование лишайников на каменных останцах;

5. Трактовка писаниц, анализ рисунков (разработка новой версии трактовки писаниц, уточнение и дополнение прежней основной версии);

6. Формирование каменных останцев, примерное время нанесения рисунков, гипотеза предназначения данного святилища;

7. Состояние памятника на момент проведения экспедиции;

8. Состав экспедиции;

9. Материальная часть экспедиции;

10. Фотографии и схемы;

11. Заключение.

Приложение №1 «Порядок проведения химического опыта».

 

1. Введение

 

Необходимость проведения повторного выезда на данное место назревала давно. Во время первой экспедиции писаницы с наскальными рисунками были найдены и в точности описаны, однако, детально мы их не изучили, лишь подтвердили факт наличия.

Однако, необходимость организации повторного выезда назревала уже давно, было необходимо более детально изучить данные рисунки, попытаться установить (химическим анализом) состав вещества, коим были нанесены изображения. К тому же, считается что места, аналогичные «каменным палаткам», обладают некой специфической энергетикой и называются – местами силы. Дескать, древние были в этих делах более сведущи и ставили свои святилища (алтари, жертвенники и прочее) на местах выхода из Земли концентрированной энергии. Разумеется, это лишь теоретические сведения, на практике доказать это сложно, тем не менее, узнать древние капище со всех сторон показалось мне довольно интересным и заманчивым. Стоит отметить, что как бы мы не относились к «эзотерическим подоплекам» вопроса, однако, факты, выявленные нами в ходе проведения последней экспедиционной вылазки, показали, что данное место действительно являлось неким аналогом, модного сейчас слова – места силы.

Сразу хотел бы сказать, что результаты нашей экспедиции должны послужить неким толчком к проведению новых полевых исследований, включая проведения санкционированных раскопок. О расстановке всех точек над «и» пока еще говорить не приходиться, отчет может свидетельствовать лишь о выполненных мероприятиях данной экспедиции и никак не претендует на окончательный вердикт по данному вопросу. Только детальное исследование этого, поистине загадочного места, причем всестороннее, может приоткрыть «завесу тайны» окутавшую его на века. К тому же, если учесть, что «научным мужам» данный археологический памятник особо не интересен, правда, непонятно почему. Возможно, из-за спорности, которая мозолит глаз всем археологам? Или же причина в другом? Разбираться во всем этом, видимо, выпадет честь энтузиастам ООНИО «Космопоиск», в частности НИГ «Челябинск – Космопоиск», ООО «Урал- Космопоиск» (Екатеринбург).

Стоит также отметить, что именно в результате этой экспедиции свет увидела уникальная теория, касаемо трактовки исследуемых изображений. Сделав аналогию с руническим письмом, все встало на свои места и многое, не только «человечки» теперь можно трактовать, что было невозможно при основной версии (версии изображения обряда) использовавшейся до этого.

На данный момент «каменные палатки» не поставлены на государственную охрану и многочисленные орды вандалов в скором времени уничтожат то, что хранила история Южного Урала тысячелетия. «Каменные палатки», место очень известное и популярное, к сожалению, не у представителей науки, а у простых граждан, например, из соседних деревень, что собственно и губит уникальный археологический комплекс…

Материалы данного отчета могут быть использованы другими группами для продвижения исследовательских работ, направленных на разгадку тайны данного святилища.

Коллектив НИГ «Челябинск – Космопоиск» готов оказать сотрудничество всем исследовательским коллективам, изъявившим желание работать с нами. С нашей стороны предъявляется лишь одно условие: реальная исследовательская работа на данном месте, а не способ лишний раз прорекламировать свой исследовательский коллектив на просторах сети Интернет, теле и радио СМИ посредством участия в работе по данному памятнику.

 

 2. Цели экспедиции, поставленные задачи

 

В данный экспедиционный выезд перед участниками НИГ «Челябинск – Космопоиск», ООО «Урал – Космопоиск» и ПИГ «Нагваль» стояли следующие задачи:

- Обнаружить и подтвердить документально степень сохранности писаниц, постараться определить урон, нанесенный памятнику за два прошедших года.

- Провести химический анализ вещества, с помощью которого были выполнены данные рисунки. Подтвердить научно, что рисунки были нанесены именно красной охрой (материалом характерным для наскальной живописи каменного века).

- Путем анализа исторических фактов определить примерный период времени функционирования святилища.

- Произвести замеры радиоактивного фона, обследование дополнительных и ранее не исследованных труднодоступных участков святилища (трещины, выемки, выбоины). Исследование лишайников с целью определения примерного возраста каменных образований.

- Подготовка (изучение) местности для последующих экспедиций.

- Фото и видео съемка святилища, составление карты-схемы.

 

3. Описание археологического памятника, основные элементы и история

 

Святилище находится на севере Челябинской области, примерно на расстоянии в 100 км от города Челябинска. Располагается оно на восточном берегу озера Большие Аллаки. Рядом с поселком Красный Партизан. Возраст памятника более 10 000 лет.

Святилище на берегу озера Б.Аллаки привлекало к себе внимание с давних времен и, причем, не только энтузиастов-исследователей, но и Академических археологов, однако, на данный момент времени, интерес спал и представители академической археологии работ на данном памятнике не проводят. Первое описание святилища дал археолог В.Я. Толмачев: «Озеро Большой Аллак среднего размера, берега его не высоки, тверды и песчаны, во многих местах есть гранитные камни. На восточном берегу озера находятся каменные палатки более значительных размеров. Они расположены на небольшом холме, прямо на берегу озера, состоит памятник из 12 каменных выступов, высота наибольшего 8 м».

Основным элементом состава камней образующих памятник является гранит.

Особое внимание стоит уделить, антропоморфному виду камней святилища, точнее будет сделать акцент на трех каменистых образованиях из всего комплекса. Постановка их заключается таким образом, что создается впечатление, будто бы каменные «лики» смотрят в три разные стороны света (см. схему расположения №1). Интересной особенностью выделяется камень встречающий всех кто входит в святилище по основной дороге, при определенном углу падения лучей солнечного света в скальных породах можно различить изображение напоминающие лицо человека, высеченное в самой скале. Разумеется, вряд ли в те далекие времена люди могли так хорошо владеть искусством создания каменной скульптуры, что могли бы создать нечто подобное. Скорее всего, скульптором этого творения стала природа. Очень уж подходящие условия для возникновения подобных силуэтов: сильный ветер, высокая влажность, горные породы пересекаются более твердым жильным телом. И в итоге получился такой вот затейливый силуэт, однако, это лишь одна из версий. В проведенной нами экспедиции, можно поставить под очень большой вопрос такую случайность в происхождении каменного лика.

На самих каменных останцах можно обнаружить несколько выполненных писаниц, по предположению того же археолога Толмачева, рисунки возникли примерно 5-7 тыс. лет назад. Выполнены с помощью красной охры, реальный возраст рисунков определить довольно сложно, мы сделали попытку определить состав краски, в результате проведенной химической реакции, нашим сотрудником Павлом было установлено, что вещество, используемое в качестве краски, действительно есть ничто иное как красная охра. Всего, по словам археологов исследовавших этот памятник более 100 лет назад, на скальных породах можно было обнаружить четыре писаницы, однако мы нашли всего одну, видимо, время щадит наследие истории, а люди нет.

В результате археологических изысканий в окрестностях святилища были обнаружены следующие предметы: глиняный сосуд, птицивидный идол, орудия труда из металла, предметы роскоши созданные из пород горного хрусталя и элементы керамики.

Теперь по порядку о найденных археологами артефактах:

-Глиняный сосуд использовался в качестве жертвенного сосуда, об этом свидетельствует пятна крови на его поверхности, а также следы от воздействия высоких температур;

-Птицивидный идол дает понять, что здесь производились кровавые обряды жертвоприношений, причем можно с уверенностью говорить о том, что жертвой являлся именно человек. Так как птицевидный идол, найденный на «каменных палатках» символизирует отчуждение души от тела в результате культового обряда. Впервые данный элемент обряда появляется в эпоху бронзы и раннего железного века. Находили птицевидных идолов в составах древних святилищ-костищ на территории Северного Урала и Сибири, также по Центрально-Европейской части России. По мнению археолога В.Ф. Генинга, эти идолы связаны с погребальным обрядом и являются неким вместилищем человеческих душ. На некоторых таких костищах найдены останки костей человека, причем со следами воздействия огня - судя по всему, остатки человеческих жертвоприношений. Туже самую картину можно наблюдать на «каменных палатках», тоже птицевидный идол и тоже предметы указывающие на термическое воздействие оказываемое на тело жертвы, то есть после исполнения акта жертвоприношения тело кремировали до пепельного состояния. Что дает основание рассуждать о более значительном возрасте засилия «каменных палаток» человеком нежели 7 тыс. лет назад.

- Элементы керамики, железо и предметы роскоши также характеризуют культово-религиозную значимость этого места. Причем, как можно понять по самым разным видам подношений, значимость довольно высокую. Однако ни ученые мужи археологи, ни энтузиасты исследователи, так и не смогли понять, что же это был за храм, капище… в результате нашей последней экспедиции возникла очень интересная идея по предназначению данного места.

 

История изучения святилища

 

Итак, святилище на озере Б. Алаки, было обнаружено в 1914 году, открытие сделал уральский археолог В.Я. Толмачев. Им впервые были сделаны фотографии наскальной живописи, обнаруженной на скальных породах «каменных палаток». Именно Толмачев произвел первую археологическую разведку на территории святилища. Им были обнаружены: ножевидные орудия, наконечники стрел (каменные и бронзовые) и фрагменты керамики. По его предположению все это относилось к периоду мезолита, неолита, бронзового века. Также археологом была обнаружена круглая каменная плита, состоящая из гранита. На расстоянии около 30 метров от святилища в восточном направлении на малой глубине были обнаружены два человеческих черепа, а в 20 метрах на юг, были обнаружены медный птицевидный идол и медное копье.

После смерти Толмачева, исследование святилища взял на себя другой уральский археолог В.Т. Петрин. В 1969 году, когда он начал работу над исследованием святилища, при осмотре писаниц, им была обнаружена еще одна ранее не известная группа рисунков. В 1972 году он произвел раскоп под скалой с писаницами, результатом было обнаружение более 200 предметов из горного хрусталя.

После интерес профессиональных археологов к этому святилищу сошел на нет. Хотя, судя по отчетам, святилище полностью исследовано не было. Так без внимания археологов осталась каменное лицо, располагающееся на восточной скале, да и суть рисунка растолкована не была.

 

В сентябре 2004 года, на исследование памятника отправилась группа юных археологов из Челябинска, состоящих в ДЮЦ Ленинского района. Не смотря на свой юный возраст, исследователи довольно профессионально обследовали поверхность скалы, где было изображено лицо, замерили и сфотографировали святилище с разных сторон.

В октябре 2005 года, активисты НИГ «Челябинск – Космопоиск» посетили в первый раз археологический памятник, целью визита являлось описание и фотографирование писаниц изображающих «рогатых» человечков. Дело в том, что интерес мы проявили к этому месту лишь по наличию на одной из скал изображений, сделанных древними, неких «существ с рогами». Нас подтолкнули на это место, дабы дать свой комментарий данным рисункам, сотрудники одной из местных газет. На тот момент я считал, что рисунки человечков есть ничто иное, как рисунок запечатлевший обряд шамана, а «человечек» - это и есть сам шаман. На обилие других рисунков внимания обращено не было. Хотя и сложно было понять, с какой целью они были нанесены, все-таки объяснение всего комплекса рисунков укладывалось в «официальную» версию с обрядом. Хотя у этой версии можно найти множество недочетов, например, наличие на писанице лишь человечков с «рогами» при полном отсутствии рядовых членов племени. Разве ритуальный костюм надевало все племя? Вовсе нет, общаться с духами мог шаман, однако, на писаницах нет изображений «человечков» без «рогов». Встал четко вопрос в трактовке данных изображений и пересмотре основной версии. Версия же о визите пришельцев из космоса в серьез не рассматривалась. Я и без того склонен скептически относиться ко всякого рода теориям палеоконтактов, считая их недоказанными научно и основанными лишь на личном мнении самих «первооткрывателей» этого направления в уфологии. Однако что бы попытаться точно определить и разгадать тайну писаниц на «каменных палатках» стоило в начале произвести анализ вещества, похожего на красную охру. Дабы уже быть уверенным на сто процентов, что рисунки выполнены красной охрой. Как Вы понимаете, данный эксперимент предоставил нам возможность судить о временных рамках образования этих рисунков, причем, экспериментально и никак не голословно.

 

4. Исследование рисунков на каменных останцах, проведение химического анализа состава вещества, напоминающего красную охру, коим нанесены рисунки. Результаты исследований лишайников

 

Исследование писаниц было одной из основных целей проведения экспедиции. Мы подготовились к данному мероприятию и привезли элементы собственной химической лаборатории («РОСА – ЧК»), с помощью которых можно было провести необходимый спектр исследований. Исследования проводил наш эксперт (активист НИГ «Челябинск – КОСМОПОИСК»), преподаватель химии в одном из ВУЗов г. Челябинска.

Исследованию подверглась писаница (см. фото №2), расположенная на задней стороне святилища, на каменой плите. Это, пожалуй, единственное место, с отчетливо сохранившимися рисунками во всем святилище. Был взят образец вещества с рисунка (заметьте, без повреждения всей целостности экспозиции) и подвергнут воздействию химических реактивов.

Начать стоит с того, что же представляет из себя охра (греч. ochros - бледно-желтый) – это семейство природных железооксидных пигментов желтого и красного цвета. Красящим компонентом охр являются железняки - минералы гематит (красная охра), гётит (желтая охра) и лимонит (желто-коричневая или коричневая охра), представляющие из себя оксиды-гидроксиды трёх- и двухвалентного железа. Наполнителем в охрах служат алюмосиликаты (глины). Кроме алюмосиликатов в охрах могут содержаться примеси диоксида кремния (до 20%), серы (до 30%) и оксидов кальция и магния (до 2%). Охры встречаются как в порошкообразном состоянии, так и в виде комьев и имеют, как правило, осадочное происхождение, тогда как их минералы могут образовываться и магматогенным путём в ходе вулканической активности.

Для подтверждения присутствия в красном пигменте оксида трёхвалентного железа мы воспользовались переводом железа в свободную ионную форму с помощью раствора серной кислоты. Далее нами была проведена качественная реакция с желтой кровяной солью. Образование синего комплексного соединения - берлинской лазури, подтвердило нашу гипотезу относительно природы наскальной росписи.

Широкое использование красной охры, в качестве краски, в обрядах было распространено в среде археологических культур каменного века — раннего металла лесной зоны Евразии. Значение красной охры не до конца ясно. Многие исследователи видят в ней заменитель крови, символ жизни после смерти. Использование разных видов охр обусловлено распространённостью тех или иных железосодержащих минералов в географической зоне доступной для тех или иных сообществ наших предков. Применение охры прекращается в период поздней бронзы, что связано, по мнению исследователей, с изменившимся отношением к веществу, утратившему статус сакрального. Использование древними людьми охр позволило донести до наших дней многие памятники культур каменного века. Дело в том, что охры устойчивы к действию растворов щелочей и слабых минеральных кислот, а также отличаются высокой свето- и атмосферостойкостью. Данные свойства позволяют рисункам сохраняться тысячи лет и доживать до наших дней.

 

Исследование лишайников обнаруженных на скальных породах

 

На скалах нами также были обнаружены многочисленные накипные лишайники. Наш интерес они привлекли тем, что по данным симбиотическим организмам, можно попытаться определить примерный возраст самих камней, на которых они (лишайники) укоренились. Как правило, лишайник укореняется на субстрате (поверхность камня).

 

Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. В состав лишайников входят зеленые, бурые, желто-зеленые и даже примитивные сине-зеленые водоросли. Единственным требованием, которому должна соответствовать водоросль, чтобы войти в состав лишайника, является высокая устойчивость к неблагоприятным факторам. Ведь жизнь внутри лишайника отнюдь не является такой же простой, как на открытом воздухе. Здесь могут существовать лишь самые неприхотливые водоросли. Процессы фотосинтеза и роста у накипных лишайников продолжаются даже при отрицательных температурах. Обычно водоросли составляют не более 5-10% от общего объема слоевища. Лишайники разделяют на несколько морфологических групп: листовые, кустистые и корковые или накипные. Слоевище накипных лишайников имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом, что и можно наблюдать на скалах святилища. Толщина корочки различна, она может быть весьма тонкой и иметь вид еле заметной накипи или порошкообразного налета, а может быть толщиной 1-2 мм. Как правило, накипные слоевища небольших размеров. Их диаметр составляет всего несколько миллиметров или сантиметров, но иногда может достигать и 20 - 30 см. В природе нередко можно наблюдать, как небольшие по размерам накипные слоевища лишайников, сливаясь друг с другом, образуют на каменистой поверхности скал или стволах деревьев крупные пятна, достигающие в диаметре нескольких десятков сантиметров. Наиболее примитивный тип накипного слоевища - это слоевище в виде тонкого порошкообразного налета. Оно носит название лепрозного. Лепрозные слоевища очень просты по своему строению. Они состоят из скоплений отдельных комочков - клубочков водорослей, окруженных грибными гифами. Такие комочки легко отрываются и переносятся ветром или животными в другие места, где прикрепляются к субстрату и спустя некоторое время разрастаются в новые лепрозные слоевища. Более высокоорганизованное накипное слоевище имеет вид сплошной плотной корочки. Такие слоевища обычно уже имеют дифференцированную структуру: на поперечном срезе здесь можно различить коровой слой, слой водорослей и сердцевину. Корочка этих лишайников может быть цельной, гладкой или иметь неровную поверхность - бородавчатую, бугорчатую, с различными шиповидными выростами и т.д.Нередко слоевище бывает поделено мелкими трещинками на отдельные площадочки, одинаковые по форме и размеру. Эти маленькие площадочки носят название ареол, а сами слоевища называют ареолированными. Особенно характерны ареолированные слоевища для лишайников, произрастающих на поверхности скал в высокогорных районах, пустынях и других областях земного шара с крайними условиями для существования растений. В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, среди них различают несколько экологических групп: эпилитные, развивающиеся на поверхности горных пород; эпифлеодные - на коре деревьев и кустарников; эпигейные - на поверхности почвы; эпиксильные - на обнаженной гниющей древесине. У подавляющего большинства накипных лишайников слоевище развивается на поверхности субстрата. Однако существует еще одна сравнительно небольшая, но интересная группа лишайников, слоевище которых целиком растет внутри камня или коры дерева. Если такое слоевище развивается внутри камня, его называют эндолитным; если внутри коры дерева - эндофлеодным или гипофлеодным. Эти лишайники можно разделить на две группы. У представителей одной из них слоевище погружено в субстрат и никогда не выступает на его поверхность, изредка выступают лишь плодовые тела лишайника; у лишайников второй группы слоевище на поверхности субстрата развивает коровой слой и зону водорослей, а в субстрате - сердцевину и зону с прикрепляющими гифами. Эндолитные лишайники чаще всего развиваются внутри известковых пород, но могут встречаться и внутри силикатных скал. Слоевищные гифы эндолитных лишайников способны проникать внутрь камня на значительную глубину. Чаще всего гифы и водоросли лишайника при своем продвижении вглубь камня используют мелкие трещинки. Оказывается, гифы эндолитных лишайников выделяют кислоты, растворяющие горные скалы. Благодаря этому они могут разрушить даже такие твердые породы, как гранит. Гифы эндолитных лишайников, проникающие в субстрат, обычно очень тонкие (толщина их всего 1 - 3 мкм), нежные, с длинными клетками.

На голых скалах, освободившихся после ледника или от воды, лишайники поселяются в течение первых десяти-пятнадцати лет. Сначала это накипные формы, потом появляются и листовые. Растут накипные лишайники очень долго, их годовой прирост составляет в среднем немного менее 0,5 мм в год. Среди арктических и высокогорных накипных лишайников встречаются и такие, возраст слоевищ которых может достигать нескольких тысяч лет. Самый медленный рост зарегистрирован у Umbilicaria cylindrica (лишайник, растущий в тундре на поверхности горных пород) - 0,004 мм в год. Таким образом, вполне возможно, что эти удивительные организмы, обнаруженные нами, были свидетелями наскального творчества первобытных людей. В принципе, наличие лишайника может свидетельствовать и о том, что скалистые образования могли «наблюдать» не только творчество наших предков, но и времена ледникового периода.

 

5. Трактовка писаниц, анализ рисунков

 

Исследуемые нами группы наскальных рисунков, привлекли внимание в этот раз в ином виде. Если до настоящего выезда, мы придерживались единственной версии, не принимая в счет «Палеоконтакт» (подробней см. отчет за 2005 год) касаемо проводимого обряда, то теперь прибавилась еще одна версия, возможного значения данных символов – руническое письмо древних, предположительно, славяно-арийского происхождения.

Необходимо сделать акцент на то обстоятельство, что выдвигаемые нами версии следует считать гипотетически обоснованными, лишь подтвержденными фактами, к тому же, не являясь профессиональным археологом, я не могу ручаться за правильность сопоставления фактов. Поэтому данные версии пока и остаются лишь на уровне версий, не давая полноценный ответ на поставленные вопросы.

Изложение фактов будет уместнее всего разделить на две основные версии:

 

1. Изображения рисунков связаны с некогда проводившимися в этом святилище культовыми обрядами.

Итак, данная версия воспринималась как единая и не имеющая конкуренции, как я уже говорил, до настоящего времени. По данной версии на камнях святилища запечатлен обряд, некогда проводившийся на этом святилище. В принципе, именно рисунок обряда изначально трактовал данные рисунки. Рогатый человек – шаман, в маске тотемного животного. Остальные рисунки изображают либо отдельные элементы обряда, либо что-то еще, что нельзя на данный момент приравнять именно к проведению культового мероприятия. В частности, версию именно обрядовой трактовки данных изображений, подтверждают результаты раскопок, организованных археологами. Найденные предметы, подтверждают, что данное место являлось именно святилищем, причем, богам приносили на этом святилище человеческие жертвы.

По одной из версий рисунки принадлежали Фино-угорским племенам, заселявшим в то время просторы северной части Челябинской области.

Племя, отправляющее свои религиозные потребности по средствам использования этого святилища, осуществляло обряды жертвоприношений, по схожей методике с племенами Финно-угорцев. Об этом говорят найденные на месте святилища предметы: птицевидный идол, черепа людей и глиняный горшок. Именно из-за нахождения птицевидного идола можно сказать, что, скорее всего это были Финно-угорцы, либо племя, впитавшее в себя отдельные элементы его культуры.

Однако на 100% нельзя считать, что хозяевами данного святилища являлись лишь Финно-угорцы. Многое из представленного в этом святилище не соответствует представлениям об истории этого северного народа: во-первых, представители этого народа не осуществляли обрядов с использованием керамики и горного хрусталя, так заверил нас краевед А.И. Топилин. Также по его словам, он лично осматривал найденный в центре святилища горшок и обнаружил на нем еще один элемент не соответствующий культуре Финно-угроцев, на поверхности горшка был нанесен орнамент, не встречавшийся Александру Ивановичу Топилину за все время его работы в качестве краеведа на Южном Урале, непосредственно изучающему культуру Северных народов. Частично найденные предметы указывали на сходство со степными племенами, жившими на юге области, но на севере у Финно-угорцев такого орнамента быть не могло. Во-вторых, найденные орудия (боевые и орудия труда), также не могут быть четко отнесены к Финно-угорцам. Не обнаружены следы стоянок племен этого народа на территории прилегающей к памятнику.

Хотя шаман, переодетый в тотемное животное, в принципе, является относимым к культуре народов Севера…

Однако версия с обрядом, не может быть признанна на все сто процентов с абсолютной уверенностью, так как нет объяснений другим рисункам, нанесенным рядом с «человеком». А может быть древние, не пытались изобразить ни человека, ни шамана, ни животное. Может быть, это вовсе даже и не рисунок обряда, но что тогда? Возможно, это закодированное руническим письмом обращение к богам, неверно трактующееся нами.

 

2. Изображение рисунков, есть руническое письмо древних

В данной экспедиции пред нами предстала новая версия, объясняющая суть рисунков, найденных нами на камнях святилища, сотрудник ООО «Урал – Космопоиск» (г. Екатеринбург), предположил, что данные рисунки имеют иную трактовку, связанную с руническим письмом древних славян. Учесть стоит тот факт, что археологами доказано некое смешение двух культур, а именно: северной и южных кочевников, по предметам найденным при раскопках данного святилища. Если же еще последующими экспедициями будет доказано, что данные рисунки в действительности есть ничто иное как славянские руны, то можно говорить о смешении не двух, а трех культур, причем, кардинально разных! Стоить заметить, что сам факт смешения северных племен и кочевников (касаемо ритуальных обрядов) недопустим.

Подвергнув анализу рисунки на соответствие известным рунам, мы сразу же натолкнулись на некое сходство «человечков» с известной славянской руной – «Мир» (см. рисунок №3), причем совмещенной с символом «чернобога» (см. рисунок №3).

Славянская руна Мир в руническом алфавите, аналогична норвежской руне ОЛГИЗ. Руна Мира и Дороги имеет отношение к Белбогу. Слово 'мир' в данном случае означает общество, Род, порядок. Рунический знак МИР означает понятие 'белого света', светлых сил, проявленных в материальном мире. ОЛГИЗ имеет отношение к соединению и защите. ОЛГИЗ передает центростремительные силы и объединяет три составляющих первичного творения: дух, душу, разум. Руна руководит всеми составляющими и дает возможность встать ногами на землю, опереться в материальное небо. Очень важно, чтобы, соединяясь с нашим высшим, духовным «я», мы твердо стояли на земле, иначе возникает угроза нашему внутреннему равновесию. Мы можем быть очень религиозными и духовно развитыми людьми, но если это не находит отражения в повседневной жизни, то наша духовность и религиозность стоят очень немного. Мы просто обманываем себя. Наше потенциальное бессмертие должно выражаться через бренную оболочку. Это часть нашего жизненного предназначения. Она тесно связана с процессом, происходящим во временном промежутке между «жизнью» и «смертью». Он часто высекался на надгробных камнях воинов перед датой рождения, а в перевернутом виде — после даты смерти. Это символизировало происхождение жизни от женского начала и ее окончание (как правило, насильственное) от мужской руки.

Из-за связи с инстинктом выживания ОЛГИЗ обычно ассоциируется с царством животных и теми сущностями, которых рунические шаманы называют «животными силы». Это особые поля энергии, позволяющие выполнять конкретные задачи в состоянии измененного восприятия. Они являются шаману в виде различных животных, в зависимости от задачи, которую он ставит перед собой. В современной традиции Algiz рассматривается прежде всего как руна волшбы в практическом ее аспекте, то есть руна, усиливающая личную силу практикующего руны, с одной стороны, и охраняющая его во время ритуала - с другой. Если речь идет о повседневной жизни, подчеркивается защитная функция этой руны: считается, что она способна создать преграды на пути возможного вторжения в вашу жизнь внешних вредоносных сил. Мощное предохраняющее влияние ОЛГИЗ можно использовать для создания защитного экрана в форме яйца для более прочной связи с землей. Представьте себе руну как посох, на который вы можете опираться, чувствуя его надежность, прочность и защиту. Силовое поле руны служит щитом от любого нападения. Оно защитит вас на всех уровнях: физическом, эмоциональном и духовном.

Руна Чернобога изображается как символ перевернутой руны «Мир». По славянской мифологии, Чернобогом является воплощение всех 'Сил Тьмы', рожденный РОДом в начале творения одновременно с Белобогом. По одной из версий - Чернобог страще Белобога (Тьма была до начала начал; Тьма самодостаточна - она может существовать сама по себе, тогда как для существования Света необходим некий Источник). Чернобог (Черт) - темный надличностный лик Рода, воплощающий собой Вселенские Силы Изменения (Творчество); также «Силы Разрушения», ради последующего воскрешения и возрождения на новом уровне (нельзя создать что-либо новое, не разрушив или не потеснив хотя бы часть чего-либо старого, считали древние). Его символы - Левый Путь, Левая Сторона и Черный Кречет, несущий во клюве «сухой ком земли» (еще не смоченный Водами Окиян-Моря). Чернобог - Бог Тьмы, Ночи, Смерти. Великий Черный Змей подполз к Алатырю-камню и ударил по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру черные искры - так родились все темные силы, демоны-дасуни. Черный Змей так же полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог ухватил раскаленными клещами язык Черного Змея, укротил его и впряг в плуг. Этим плугом Земля была разделена на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и светлые боги, а в Нави - Черный Змей и темные боги. В западно-славянской традиции Черный Змей - Чернобог, бог ночи. В предании об одном из храмов Черного Бога в западнославянских землях упоминается, что статуя Чернобога была выкована из чермного железа. Престол его составлял краеугольный камень из черного гранита. В знак своего владычества он имел на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. В народном фольклоре также имеет сокращенное имя - Черт.

В случае с «Каменными палатками» говорить о храме Чернобога не приходиться, хоть данная руна и нанесена на именно краеугольный гранитный камень, однако, прямых фактов указывающих именно на культ Чернобога в этих местах – нет. Вообще руны каменных палаток, изображают как бы совмещение рун «Мира» и «Тьмы», что это значит и есть ли аналоги подобных рисунков в мире – неизвестно.

В принципе, была расшифрована еще одна руна Мокошь. Находиться она в той же группе рисунков, что и «человечек», чуть выше справа. Так как прошло все-таки уже несколько тысяч лет, с момента ее нанесения, то рисунок частично исчез, однако по образу можно было продолжить рисунок и, в принципе, руна предстает во всей красе.

Мокошь - одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Мокошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы». Мокошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Мокоша опрядет». Непосредственным продолжением образа Мокоши стала Параскева Пятница. Поскольку в ее распоряжении были все плоды земные, она ведала и судьбой урожая, т.е. распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного производства. Именно она хозяйствовала на торгу, покровительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году была выстроена церковь Параскевы Пятницы на Торгу, такие же храмы были возведены в XII-XIII вв. в Чернигове, Москве в торговом и охотном ряду. Мокошь — единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира. «И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремъного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Съмарьгла, и Макошъ» (источники ХII-ХIV вв.). У некоторых северных племен Мокошь — холодная недобрая богиня. «На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). «Бог не Макешь — чем-нибудь да потешит» (В.И. Даль).

Арийская свастика угадывается еще более условно, чем изображение Мокошь, я думаю, что пояснить смысл свастики не стоит – символ солнца. Однако точно определить, что рисунок найденный нами именно свастика, столь сильно время ее истрепало… Хотя если сложить в логическую цепочку два этих символа, то можно предположить, что свастика – солнце, Мокошь – земледелие. Два этих понятия связаны, не будет хорошего урожая без солнечной погоды…

Руна Месяц (см. рисунок №4) также была нами обнаружена, в исследуемой нами группе рисунков, Данная руна в мифологии славян обозначало один из элементов всего «древа мира». Более что-то сказать сложно, следует детально проработать данное изображение.

Что хотели сказать древние – загадка. Зачем и почему приносили жертвы на этом каменном святилище? Что означает объединение рун «Мира» и «Чернобога»? Я не берусь ставить каких-то определенных заключений, так как данное направление будет неоднократно прорабатываться в дальнейшем, не исключена профессиональная археологическая разведка.

Быть может, только тогда мы сможем понять, что означают эти таинственные символы…

Ведь, что такое руна? Это не только предшественник буквы, руна – есть знак, несущий в себе некий сакральный смысл, простейший в изображении, со временем объем информации закрытых в рунах сокращался… пока полностью не подошел к значению единого звука, перейдя в букву.

Однако, что означают руны, нанесенные на каменные палатки, кто и зачем их оставил ответ еще только предстоит получить. Хотя сказать точно, были ли эти рисунки рунами или же просто «творчеством» неизвестного художника каменного века, несли ли они в себе единый смысл – вписать в историю проводимые обряды на этих безмолвных камнях, или же означали перекрестье богов, как например, совмещение рун «Чернобога» и «Мира»… говорить со сто процентной уверенностью не приходиться. Слишком уж мало до нас дошло материалов, фактов свидетельствующих об истинном положении вещей.

По одной из гипотез, руны означали совмещение трех царств, в которых, как считали славяне, они существовали: Мир (общество), Вода, Земля. Отражение наиболее подходящего объяснения содержания смысла рун мы нашли в расположении и формах самих камней святилища…

 

6. Формирование каменных останцев, гипотеза предназначения данного святилища

 

Каменные останцы, именуемые нами «Каменными палатками», образовались в незапамятные времена, как минимум, пережив не один ледниковый период, а возможно, и вовсе пришли к нам со дна доисторических океанов. Скорее всего, эти камни - ровесники Уральских гор.

Научное название исследуемого нами археологического комплекса не столь благозвучно и не столь литературно выражено, как «Каменные палатки», а именно: матрацевидные напластования гранитных плит. В принципе, при более детальном рассмотрении памятника, напластовывания эти видны и не вооруженным глазом. Подобные образования всегда вызвали интерес и внимание со стороны людей, даже в современном мире, научно грамотные люди, наделяют подобные комплексы мистической силой. Что ж говорить о наших предках. Видя в столь странных камнях какую-то связь с богами. Камни антропоморфной формы, а человек всегда стремился начать поклоняться таким символам, дабы вымолить себе: хорошую погоду, удачную охоту или рыбалку. И тут возникает первый вопрос с расхождениями о совмещении культур. Если славяне могли оставить рисунки на стенах святилища, то как и почему на этих камнях, в жертвеннике (см. рисунок №5) приносили человеческие души во славу Северных богов, предположительно племена финно-угров, ведь археологические находки, свидетельствуют как раз о проводимых обрядах в то же время, что и были нанесены руны? К тому же, доподлинно известно, что славяне не занимались подобными вещами. Да и археологи, при раскопках нашли много предметов, являющихся атрибутикой кровавого культового акта, характерного (птицевидный идол) для Северных народов.

Продвигая версию славянского вмешательства в историю данного памятника, без труда нашли ассоциацию с храмом (святилищем) божеству именуемому в славянской мифологии ТРОЯН (ТРИГЛАВ), существует ли еще аналог подобного храма – неизвестно.

ТРОЯН — синтетическое языческое божество, Триглав (в одном из старинных памятников о нем упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Велесом). Имя 'Троян' образовалось из слова 'три', 'трое'. В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая - животных, третья - рыб; что символизирует связь его с тремя царствами.

Почему именно храм этого бога нам показался единственным, за что его можно было принять, впрочем, судите сами. Как гласят предания, у Триглава было три головы. По странному стечению обстоятельств у нашего археологического памятника тоже всего три антропоморфных камня. Итак, первая голова Триглава поедала людей, соответственно «каменному лицу» описанному мною в отчете 2005 года (см. фото№6). Второй камень, почему-то напоминает что-то связанное с водой, «не возмутим и спокоен» - приходит на ум видя его, скорее всего, поедал, по преданию славян, рыбу (см. фото№6), кстати, это единственный из трех камней, обращенный к воде. Третий камень напоминает животное, и обращен в степи, славяне, скорее всего, обозначили его поедать животных (см. фото№6). Данный бог символизировал связь с тремя царствами природы… в принципе, уровень его почитания был столь же высок, что и Перун, и Хорс, и Велес. Соответственно, все жертвы были обращены к Триглаву с целью умилостивить природу и облегчить людям жизнь.

Однако непонятно, почему Северный народ приносил жертву Славянскому богу? На этот вопрос, наш коллектив пока ответить не может.

К тому же следует учесть, что я не стараюсь сделать каких-то конкретных заключений, я всего лишь предполагаю и выдвигаю версии, гипотезы.

 

7. Состояние памятника на момент проведения экспедиции

 

В настоящее время археологический памятник, относимый к каменному веку, уникальный в своем роде, планомерно уничтожается… не стихией и не временем, а людьми – не благодарными потомками! Весь комплекс загажен аэрозольной краской. «Современные неандертальцы» (фото см. №7), оставляя «память» в виде простейших рисунков и нецензурных фраз, просто в очередной раз плюют в лицо Российской науке, и культурному наследию нашей страны, равно как и всем гражданам России.

Так как государство не ставит на должную охрану данный памятник археологии, проявляя редкостное безразличие к судьбе уникального комплекса, в наши дни «Каменные палатки» находятся на грани гибели! Простояв 7000 тысяч лет, пережив казалось бы все, не переживет бездушие новой цивилизации.

Огромные камни являются неким объектом, для увековечивания имени, или названия деревни, из которой приехал вандал, дабы все могли видеть его глупость и хамское отношение к природе, истории.

Не смотря на то, что на страже подобных мест в нашей стране стоит Закон, а именно статья 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». В данной норме Закона сказано, что уничтожение или повреждение памятника истории или культуры, природных комплексов или объектов взятых под ГОСУДАРСТВЕННУЮ охрану, наказывается либо штрафом до 500 МРОТ, либо лишением свободы сроком до 2-х лет.

К сожалению, на данный момент, памятник методично уничтожается и многочисленных вандалов перспектива лишиться свободы на 2 года, не останавливает. Да и стоит ли говорить, что статья 243 УК РФ, считается «не рабочей». Так как, скорее всего, если наберется хотя бы с десяток приговоров, вынесенных по данной статье, будет уже казаться, что справедливость и неотвратимость Закона все же есть!

Однако в стране, где преступлением подобного рода деятельность, вовсе не считается, это же не убийство и не кража, поменять в сознаниях людей что-то бесполезно.

Итак, при подобном положении вещей мы скоро вовсе потеряем данный памятник, и произойдет это гораздо быстрее, чем наше Правительство начнет, что-то делать, дабы сохранить вечное… Кстати, на сегодняшний день в Челябинской области зарегистрирован всего 21 археологический памятник, к примеру, в Оренбургской области их 1300, а в республике Башкортостан 800. На сегодняшний день, как сообщает газета «Вечерний Челябинск» от 17.08.07 №152: «губернатор Челябинской области Петр Сумин предложил программу по развитию археологии на пять лет вперед. Возможно, это поможет сохранить памятники истории. Ученые задумали выпустить восьмитомное издание, посвященное далекому прошлому Южного Урала. Работники Института истории и археологии уже приступили к написанию труда. Раньше подобных сочинений, затрагивающих историю нашего края от каменного века до двадцатого столетия, не создавали». Однако, спасет ли это памятник на озере Б. Алаки – большой вопрос…

В данном параграфе нашего отчета, я хотел бы обратить внимание властей на происходящее вокруг уникального комплекса. И каким-то образом, повлиять на дальнейшую судьбу уникального места. К сожалению, пока находящемуся на грани уничтожения.

 

8. Состав экспедиции

 

НИГ «Челябинск – Космопоиск»:

1. Любушкин Андрей - руководитель группы, организатор;

2. Карагодин Денис - зам. руководителя группы, эксперт в области физики;

3. Попков Павел - исследователь, эксперт в области химии;

4. Опитева Наталья - исследователь;

5. Шацкова Татьяна - исследователь.

 

Поисково-исследовательская группа «СТАЛКЕР» (Екатеринбург):

1. Шнайдер Ирина – руководитель группы, организатор;

2. Баталина Анна – поисковик;

3. Безматерных Илья – поисковик;

4. Зарубин Александр – поисковик.

 

9. Материальная часть экспедиции

 

1. Мобильная исследовательская химическая лаборатория «РОСА – ЧК»

2. Фотоаппараты: Samsung S600, Olimpus C-770, Canon 300D;

3. Бинокль БПЦ 10х50, дозиметр;

4. Цифровая видео камера Panasonic gc6.

 

10. Фото и схемы

 

Рис.1. Схематичное расположение комплекса «Каменные палатки»

 

Рис. 2. Группа рисунков

 

Рис. 3. Изображение рун

 

Рис. 4. Руна Месяц

 

Рис. 5. Алтарь-жертвенник (размер в масштабе с человеком, на снимке: Любушкин А.Е.)

 

Рис. 6а. «Сфинкс» - животный мир

 

Рис. 6в. Вода

 

Рис. 6с. Мир - каменное лицо

 

Рис. 7а. Творчество современных 'неандертальцев'

 

Рис. 7в. Творчество современных 'неандертальцев'

 

Рис.8. Совмещение рун

 

Рис.9. Накипные лишайники на гранитных останцах

 

Рис. 10. Уровень радиации около памятника выше фонового в четыре раза

 

 11. Заключение

 

В заключение данного отчета, хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что исследования данного комплекса стоит продолжить, привлекая другие группы, входящие в ООНИО «КОСМОПОИСК». Ибо только грамотное и наукоемкое исследование, сможет пролить луч света на эту загадку истории.

Стоит сказать, наш коллектив не является профессиональными археологами, вследствие чего, все выдвинутые нами гипотезы, строятся лишь на тех знаниях, что получены читая спец. литературу и формируя свое собственное видение проблемы.

Тем не менее, любая гипотеза должна иметь свое значение, как известно: «В споре рождается истина!».

 

Приложение №1 «Порядок проведения химического опыта»

 

Наиболее известным качественным реактивом на присутствие ионов трёхвалентного железа является роданит калия. Однако роданистые соединения неустойчивы в сильно кислой среде и разлагаются. Поэтому комплексу кроваво-красного роданида железа мы предпочли синий гексациано-II-ферратный. Он устойчив в сильно кислых средах и кроме того данная реакция более чувствительная - синее окрашивание можно заметить, даже если в литре раствора содержится всего 0,7 мг железа.

Сначала мы сделали соскоб со скалы, потом для подтверждения присутствия в красном пигменте оксида трёхвалентного железа мы воспользовались переводом железа в свободную ионную форму, добавив концентрированной серной кислоты. Затем добавили в кислоту воду – произошло разогревание раствора, что благоприятно повлияло на растворение пробы и течение последующих реакций, т.к. определение проводилось при отрицательных температурах.

После внесения в реакционную смесь желтой кровяной соли – гексациано-II-феррата калия раствор окрасился в голубой цвет. Можно продемонстрировать с помощью уравнений реакций:

FeCl3 K4[Fe(CN)6] → KFe[Fe(CN)6] 3KCl (берлинская лазурь растворимая форма);

4FeCl3 3K4[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3↓ 12KCl (берлинская лазурь нерастворимая форма).

 

Подготовил: ЛЮБУШКИН Андрей Евгеньевич

(руководитель НИГ «Челябинск – Космопоиск»)

 

ПОПКОВ Павел Николаевич

(ведущий исследователь НИГ «Челябинск – Космопоиск»)

 

Источник: сайт www.kosmochel.ru

 

См. также: 1. Озеро Большие Аллаки;

                  2. Места отдыха - «Каменные палатки»;

                  3. Легенда о «каменных палатках» и озере Аллаки.

                  4. «Челябинский Рабочий» - Торт "Наполеон" из 12 каменных исполинов;

                  5. «Челябинск-Космопоиск» - Отчет об исследовании архиологического памятника «Каменные палатки»;

                  6. Большеаллакский археологический комплекс.

гранит в липецке